Лекция 3. Педагогические аспекты профессиональной деятельности

Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, только этим люди влияют на других людей, воспитывают их.

Л. Н. Толстой

Педагогика – универсальный уникум

Кажется, что в названии параграфа просматривается противоречие: если педагогика универсальна, то предназначена всем людям; если она уникум, то своеобразна для каждого конкретного человека с его индивидуальной неповторимостью. Для такого противоречия были бы некоторые основания, если не уточнить, о какой ипостаси педагогики идет речь: как науки, как практики или как учебной дисциплины в системе профессионального образования. Рассмотрим признаки универсальности и уникальности в трех названных аспектах, имея в виду, что отдельные их стороны так или иначе уже затронуты в предыдущих главах или будут освещены в последующих, но не исчерпывают того, о чем здесь пойдет речь.

Итак, об универсальности педагогики как науки. Известно, что наука является одной из форм общественного сознания наряду, скажем, с искусством и моралью, правом и религией, но, в отличие от них, наука представлена определенными закономерностями. Педагогика в этом смысле не составляет исключения, формулируя закономерности образования, воспитания, обучения. Именно в этом реализуется социальная функция данной науки, а следовательно, и целесообразность ознакомления с ее положениями не только специалистов системы образования, но и всех людей, ибо они включены в соответствующие процессы. Эти процессы охватывают, по существу, все сферы духовной жизни людей на протяжении всех ее этапов, как бы своеобразны они ни были на пути от рождения до смерти.

Изложенным определяется объективная взаимосвязь педагогики как науки с другими формами общественного сознания. С одной стороны, закономерности обучения и воспитания не могут не учитывать влияния на людей художественных образов, которые составляют суть искусства, особенности отражения и выражения им окружающего мира и процессов становления и действия существующих норм нравственности, и основы юридических постулатов, регулирующих сосуществование людей, и истоки и причины огромного духовного влияния религии на внутренний мир человека, отношения, образ жизни людей и т.д. С другой стороны, учет и использование закономерностей обучения и воспитания, определяемых педагогической наукой, дает возможность более активно приобщать людей к культурной, духовной сокровищнице человечества – к пониманию и освоению этой сокровищницы, ее развитию, обогащению, что жизненно важно для нынешнего и грядущих поколений. Не менее важным является то, что педагогика обосновывает не только возможности, но и средства перехода названного взаимовлияния от общебытового уровня (все читают книги и слушают музыку, имеют определенные представления о нормах морали, правосудии, различных конфессиях и пр.) к целенаправленному созданию условий для обучения и воспитания, т.е. для влияния на сознание и чувства, отношения и поведение людей. Причем все это специально воплощается в технологиях, в том числе и процесса профессиональной подготовки широкого круга специалистов любого профиля.

Одним из принципиально важных и объективных проявлений, обеспечивающих столь сложные процессы, является взаимовлияние педагогики и других гуманитарных наук, таких как социология и культурология, психология и антропология, демография и аксиология. Методологические, теоретические и методические потенциалы каждой из них ориентируют на разностороннее изучение фактов, явлений и процессов, делая возможным учет многообразных факторов истории, современных тенденций и перспектив развития насыщающего систему образования "человеческого материала", а также среды, в которой происходит обучение и воспитание.

Так развивается и реализует себя педагогическая паука, разрабатывая и обогащая теоретические основы функционирования и совершенствования системы образования, создаваемой не только профессионально подготовленными собственно педагогическими кадрами, но и другими людьми, государством и обществом, усилиями всех и каждого. Можно утверждать: нет такой социальной единицы, будь то семья, производственный или учебный коллектив, которая не была бы заинтересована в том или ином объеме педагогических знаний для осуществления социального воспроизводства и обеспечения преемственности поколений. Речь идет о знаниях именно научных, т.е. добытых в ходе специального изучения и апробации и обладающих настолько высокой степенью обобщения, чтобы претендовать на право стать рекомендациями для творческого применения в образовательной деятельности.

Важно подчеркнуть (и это не случайно выделено в предыдущем абзаце), что именно изучение конкретной педагогической реальности, ее полная диагностика могут дать материал для эффективного "лечения" практики на основании сходных частных признаков той или иной ее "болезни". Так, врач по конкретным симптомам, известным медикам, ставит диагноз и решает, что надо делать, чтобы вылечить больного. Как раз определению типичных проявлений, присущих процессам общего и профессионального обучения и воспитания людей всех возрастов и специальностей, служит теоретическая педагогика.

Изложенное выше отвечает объективной социальной потребности, в то же время свидетельствуя об универсальности педагогики как практики. Это значимая сфера жизнедеятельности всех людей независимо от их статуса и менталитета, этнической принадлежности и места проживания, конфессии и образа жизни. В любом случае полноценное формирование человека невозможно без тех или иных методов и форм обучения и самообразования, воспитания и самовоспитания, ибо без них недостижимо адекватное времени, общественным потребностям, культурной атмосфере духовное развитие человечества. Такого рода практика связана с обретением людьми, их объединениями, группами, отдельными личностями собственного опыта субъектов и объектов обучения и воспитания – восприятия и развития традиций социального и личного бытия.

В свою очередь, чтобы все сказанное получило действительное воплощение, целесообразна универсальность педагогики как учебной дисциплины. Любая из них, как уже отмечалось, включает множество разных сторон жизни общества, социума, данного коллектива и всегда – взаимовлияние людей. Все это требует понимания ими природы и характера взаимовлияния, а для этого – соответствующих знаний, приобщение к которым будущих специалистов и призвано обеспечить изучение педагогики. Эти знания могут содействовать решению профессиональных, семейных проблем, связанных прежде всего с межличностными отношениями и общением людей. Успех решения столь сложных задач достигается при наличии по меньшей мере двух условий:

а) тесной связи с другими (общими и специальными) дисциплинами, т.е. непременным обращением к педагогическим аспектам, например, медицины, бизнеса, СМИ, воинской службы, информационных технологий, маркетинга и т.д. В свою очередь, это может быть достигнуто сотрудничеством кафедр, преподавателей, студенческих обществ;

б) возможной демонстрации "при всех" – на курсе, в учебной группе – собственного, педагогического по характеру опыта студентов, дабы он был отрефлексирован каждым как таковой и личный, были предъявлены его своеобразие как индивидуального и в то же время многообразие вариантов в целом, чтобы этот опыт учил всех видеть себя субъектами обучения и воспитания других (младших, сверстников, старших, соседей или коллег; на работе или на отдыхе). Немаловажно, что это пробуждает интерес к педагогике, побуждает будущих специалистов работать над собой.

Таковы некоторые основания, позволяющие позиционировать педагогику в разных ее ипостасях как универсальный феномен. В то же время этот феномен по-своему уникален, своеобразен для каждого человека. Прежде всего потому, что педагогика проходит через всю его жизнь – как ребенка, члена семьи, субъекта и объекта образовательной системы, профессионала. Между тем именно здесь, на личностном уровне, возникают многие трудности и проблемы. Положения теории воспринимаются субъективно, т.е. через призму собственного житейского опыта, бытовых представлений. Человеку важна своя, индивидуальная педагогическая концепция, пусть далеко не всегда осознаваемая, но отвечающая не только собственному опыту, но и тем представлениям, которые сложились в науке, т.е. обобщенной практике множества поколений. Мы еще вернемся к этому вопросу, а сейчас отметим: общее знание, как бы вторгаясь во внутренний мир человека и пробуждая в нем личность, становится содержательным основанием для рефлексии, задавая критерии оценки и самооценки педагогического бытия личности при всем ее своеобразии.

В практическом плане отчетливо проявляется такая особенность педагогического знания, как вариативность в реализации тех или иных его положений. Здесь как бы пересекаются два подхода: с одной стороны, вариативность как заданность, исходный концептуальный ориентир; с другой стороны, учет реально существующего и непременного многообразия разного рода ситуаций, характеров, статусов и т.п. Иначе говоря, то, что всегда присуще педагогическим явлениям: сочетание, совпадение или несовпадение вариативности объективной и субъективной, т.е. задаваемой некоей общей схемой и вынужденной реальностью. Решение – выбор варианта действия – всегда принимает человек, и это решение может быть тем более верно, чем основательнее базируется на взаимосвязи положений науки и уроков опыта. Всем этим определяется и уникальность требований к педагогике как учебной дисциплине.

Развивая тему, о которой уже шла речь, т.е. о необходимости учета профессиональной направленности студента, его личностной идентификации и черт характера, важно отметить целесообразность акцента как на собственно учебной информации – разумеется, необходимой и обязательной, – так и на управлении ее восприятием. Важно не механическое заучивание для последующего воспроизведения на зачете или экзамене, а стимулирование рефлексии этой информации, соотнесения ее не только с имеющимся и обретаемым жизненным опытом, но и с проекцией на будущую профессиональную деятельность, предполагаемый профессиональный рост. Целью и результатом выступает формирование положительного личного отношения студентов к изучаемому предмету, понимание и принятие органического единства практической направленности педагогической науки и теоретических оснований видения явлений педагогической практики. Только такое понимание может облегчить уже упомянутую трудность, возникающую между теорией и практикой: нередко действительное, а чаще кажущееся несовпадение, даже противоречивость позиций, когда человеку так сложно мыслить глобально, а действовать локально.

Попытка помочь в предупреждении и доступном преодолении будущим специалистом названного противоречия – в числе главных задач целенаправленного изучения педагогики в силу ее универсальности и уникальности.