Педагогическая технология рассматривает метод организации и управления педагогическим процессом

Истоки педагогической технологии как метода организации и управления педагогическим процессом следует искать уже у Я. А. Коменского. Он призывал к тому, чтобы отыскать такой порядок обучения, который неминуемо приводил бы к положительным результатам. Он писал: "Для дидактической машины необходимо отыскать:

1) твердо установленные цели;

2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей;

3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели"[1].

Впоследствии многие представления о технологизации обучения существенно дополнялись и конкретизировались. Особенно идея технологизации обучения актуализировалась с внедрением достижений технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. А. С. Макаренко в своей всемирно известной "Педагогической поэме" писал, что "наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди". Он считал, что именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы педагогического производства.

Как метод организации и управления педагогическим процессом педагогическая технология характеризуется рядом признаков, среди которых В. П. Беспалько выделяет следующие:

а) четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания;

б) структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению;

в) комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных, средств обучения и контроля;

г) усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания;

д) гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения.

Анализ приведенных определений, выделенные В. П. Беспалько признаки педагогической технологии позволяют сформулировать общие принципы и правила построения педагогической технологии как метода управления педагогическим процессом в современной системе образования, обеспечивающим его эффективность. Сформулированные принципы и правила можно увидеть в последовательности, представленной на рис. 3.20.

Рис. 3.20. Последовательность принципов и правил построения педагогической технологии как метода организации и управления педагогическим процессом

Принцип педагогической целесообразности, суть которого сформулирована А. С. Макаренко: "Пи одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей", лежит в основании пирамиды правил создания педагогической технологии, в то время как принцип разнообразия форм и методов заканчивает ее. Такая последовательность правил раскрывает главную цель каждой технологии – превратить деятельность ученика в его самодеятельность (К. Д. Ушинский) на основе организации многообразной вариативности сочетания традиционных и инновационных форм и методов обучения, не допускающей универсализации отдельного средства или формы обучения. Любая создаваемая на основе этих правил педагогическая технология будет удовлетворять основным методологическим требованиям: концептуальности, системности, управляемости, эффективности и воспроизводимости, которые обеспечивают возможность применения (повторения или воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях и другими субъектами.