Педагогическая технология как прием организации и управления педагогическим процессом

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Следует также обратить внимание на то, что понятие "педагогическая технология" очень часто используется для обозначения приемов работы в сфере воспитания. Приведенная выше последовательность принципов и правил конструирования педагогической технологии позволяет выделить основные ее структурные части. Каждая из этих частей отражает этапы организации педагогического процесса и создает основу для эффективного управления его целостностью с одновременным указанием на возможность ее реализации на основе совокупности существующих приемов организации и управления педагогическим процессом, одним из важнейших составляющих которого является воспитание (табл. 3.9).

Таблица 3.9

Структура педагогической технологии

Структурные части педагогической технологии

Содержательное наполнение каждой структурной части педагогической технологии

1. Концептуальная основа

Обосновывает философско-методологическое основание, которое лежит в основе развития деятельности и форм ее организации

2. Содержательная часть обучения

Формулировка целей обучения, как общих, так и конкретных; ОГЛАВЛЕНИЕ учебного материала

3. Процессуальная часть – технологический процесс

Последовательно раскрывает и описывает:

– организацию учебного процесса;

– методы и формы учебной деятельности школьников;

– методы и формы работы учителя;

– деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

– диагностику учебного процесса

Однако, говоря о педагогической технологии как приеме организации и управлении педагогическим процессом, следует ее отличать от методики обучения. Отличие ее заключается в том, что педагогические технологии могут быть воспроизведены в ином месте с сохранением гарантированного высокого качества учебно-воспитательного процесса или решении тех педагогических задач, на которые педагогические технологии направлены, в то время как методики часто нс гарантируют должного качества. Это обстоятельство связано с тем, что овладение педагогической технологией всегда связано с уровнем педагогического мастерства учителя, позволяющего весь комплекс приемов по реализации процессуальной части технологического процесса осуществлять на основе сохранения как особенностей технологических, а потом уже личностных. Поэтому педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление всех приемов в их объективной взаимосвязи, в чем всецело проявляется личность педагога. Педагогическая технология как прием организации и управлением педагогическим процессом предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях.

Педагогическая технология как средство организации и управления педагогическим процессом

В соответствии с определением М. В. Кларина педагогическая технология означает "системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей". Такое определение педагогической технологии вполне обоснованно раскрывает значение ее как средства организации и управления педагогическим процессом, поскольку одним из важных свойств педагогической технологии является ее оптимальность. Термин "оптимальный" (от лат. слова optimus – наилучший) значит наиболее соответствующий определенным условиям и задачам. Если вспомнить выделенные Ю. К. Бабанским несколько критериев оптимальности педагогического процесса, то, основываясь на них, можно утверждать, что всякая педагогическая технология может быть оптимальным средством организации и управления педагогическим процессом, если ее применение:

1) способствует достижению каждым школьником уровня обученности, развитости и воспитанности в зоне его ближайшего развития;

2) не превышает научно обоснованных затрат времени учителя и учащихся, т.е. дает максимально возможные в данных условиях результаты за промежутки времени, определенных стандартом образования и уставом школы.