Педагогическая технология

Определений понятия "педагогическая технология" существует много. Приведем некоторые из них.

• Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь).

• Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).

• Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).

• Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).

• Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Наиболее приемлемым представляется такое понимание педагогических технологий. Педагогические технологии — система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат. Педагогическая технология служит конкретизацией методики.

Понятие "педагогическая технология" может быть представлено тремя аспектами:

1) научным: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, ОГЛАВЛЕНИЕ и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения; в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении; в качестве реального процесса обучения (Г. К. Селевко).

В основе технологий образования и воспитания лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего и воспитательного циклов.

Педагогическая технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе лежит определенная идея автора. Технологическая цепочка педагогических действий, операций и коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата. Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Специфические черты педагогических технологий:

• разработка диагностично поставленных целей обучения и воспитания;

• ориентация всех процедур на гарантированные достижения поставленных целей;

• оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов;

• воспроизводимость педагогических процедур.

В традиционном педагогическом процессе цели ставятся неопределенно, не инструментально: "изучить теорему", "решать квадратные уравнения", "выразительно читать текст", "ознакомить с принципом действия", "выработать привычку поведения" и т.п. Эти цели не описывают результата, достижение их трудно проверить. В диагностично поставленной цели описываются действия ученика в терминах: знает, понимает, применяет, поступает и пр.

Признаки педагогической технологии:

• содержательность — наличие педагогической концепции, имеющей технологическую реализацию в виде педагогической модели, алгоритма, правила;

• управляемость и эффективность — гарантированное достижение результата;

• экономичность — оптимизация труда учителя;

• воспроизводимость — возможность воспроизведения в широких масштабах без потери результативности;

• корректируемость — возможность использования в процессе преподавания обратной связи в виде контроля, рефлексии, ТСО, тренингов.

Рассматривая владение учителем педагогической технологией как одно из условий оптимальности и продуктивности его педагогической деятельности, ОГЛАВЛЕНИЕ педагогической технологии можно представить как совокупность педагогических умений и приемов реализации педагогического воздействия и взаимодействия:

• постановка цели взаимодействия;

• анализ сложившейся ситуации и формулирование педагогических задач;

• осуществление целенаправленного воздействия на личность ребенка и взаимодействия с ним и управление учебно-воспитательным процессом;

• передача опыта речевыми (вербальными) и невербальными способами;

• организация жизнедеятельности детей и воспитательного пространства;

• предъявление педагогических требований;

• оценка воспитанника и се положительное подкрепление;

• разрешение возникающих конфликтов;

• умения управлять своим поведением и реакциями.

Необходимыми условиями актуализации педтехнологии являются педагогическая техника и психологическое саморегулирование, не последнюю роль играет педагогическая позиция.

Педагогическая позиция — система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к ребенку и детству, педагогической действительности и педагогической деятельности. Учитель с жесткой авторитарной позицией, скорее всего, не сможет реализовать личностно-ориентированные, гуманные педагогические технологии. Профессиональная позиция тесно связана с мотивацией учителя, с осознанием смысла своего труда.

Педагогическая позиция рассматривается и в других значениях. Открытая или скрытая педагогическая позиция — степень прямого/непрямого руководства деятельностью воспитанников в педагогическом взаимодействии. Учителю-мастеру более свойственна позиция скрытая, поддерживающая, сопровождающая.

Выделяют дистанционную позицию — определение духовного расстояния между субъектами взаимодействия: далеко, близко, рядом.

Уровневая позиция — расположенность субъектов по отношению друг к другу "по вертикали": под, над, наравне.

Кинестическая позиция — положение человека по отношению к другому в совместной деятельности: впереди, сзади, вместе.

Наиболее приемлемой можно считать позицию: рядом, наравне, вместе, но чуть впереди.

Еще одно понимание позиции педагога связано с физическим нахождением педагога в образовательном пространстве по отношению к воспитанникам. Сюда же можно отнести психологическую открытость/закрытость педагога как собеседника (положение рук, головы, туловища).

Выработка и освоение современных педагогических технологий требуют соблюдения педагогом следующих условий:

• установка педагога на инновационные технологии;

• анализ имеющихся технологических ресурсов;

• умение проектировать (планировать) деятельность;

• умение осуществлять целеполагание, организацию и анализ деятельности;

• умение рефлексировать собственный опыт;

• умение выражать собственный опыт в технологичной форме;

• способность педагога к самовыражению и профессиональной самореализации;

• умение отслеживать устаревание технологии в целом или отдельных элементов и перестраивать ее.