Педагогическая роль технических средств

В мировой педагогике идет осмысление педагогической роли новейших технических средств, являющихся плодом технотронной революции. Сторонники использования компьютерной техники в образовании опираются на ряд дидактических идей. Среди них популярная в 1950–1960-е гг. идея программированного обучения американца Б. Скиннера. Учебный процесс рассматривался предельно формализированным объектом управления. Процесс предполагалось осуществлять в виде детализированной программы. Соответственно, для учебных компьютеров составлялись алгоритмы учения, которые заставляли последовательно выполнять запрограммированные предписания. Несколько иначе трактовал реализацию программированного обучения другой американский педагог – Г. А. Кроудер. По его представлениям, компьютер должен не только обеспечить общий для всех порядок освоения учебного материала, но и предлагать персональные обучающие программы.

В мировой педагогике активно обсуждаются перспективы и стратегия применения новой техники в образовании. Сторонники технического детерминизма полагают, что электронное обеспечение поможет снять проблемы неуспеваемости, взаимодействия учащихся и преподавателей, индивидуализации преподавания и учения, экономии бюджета. Компьютеры приобретают все большее значение в воспитании детей и подростков. При правильном приобщении ребенка к компьютеру электроника становится союзником педагогически целесообразной социализации подрастающего поколения. Работа с новейшей техникой позволяет осуществить две капитальные образовательные функции: приобретение определенных знаний и умений, а также использование при преподавании различных дисциплин. В первом случае осваиваются курсы по информатике, электронике, работа на компьютере и пр. Во втором случае активизируется и оптимизируется учебный процесс (персональные учебные задания, работа с "электронным редактором", наглядное обучение).

Во второй половине XX в. начался новый важный этап осмысления роли технических средств в образовании. Первыми ласточками этапа были магнитофон, телевизор, обучающие машины механического типа. Они позволили по-новому организовать наглядное обучение, активизировали учащихся. Обучающие машины помогали контролировать степень формальных знаний. Школы ведущих стран (прежде всего США) в 1960-е гг. стали использовать электронное оборудование. Был разработан применительно для учащихся сравнительно несложный компьютерный язык.

К насыщению образования новейшей техникой подталкивает перспектива их применения. В начале III тысячелетия до 60–70% занятого населения ведущих стран мира пользуется электронным оборудованием. Педагогика должна соответствовать этой ситуации. Создаются особые учебные классы с новейшим техническим оборудованием, национальные центры дистанционного обучения с помощью электронных средств. Возникла планетарная компьютерная система Интернета, позволяющая обмениваться учебными материалами миллионам пользователей.

Наличие новейшего электронного оборудования превращается в обязательное условие учебного процесса. Лучшие учебные компьютерные программы составляются так, чтобы неверный ответ учащегося был непременно скорректирован машиной. Компьютерные игры открыли принципиально новый путь обучения. Основная их функция – обучение. На дисплее оживают фантазии школьника, предметы и явления окружающего мира. Учащийся получает возможность почувствовать их наглядно. Приобретаются обобщенные представления о сходных явлениях или предметах и, следовательно, развивается абстрактное мышление. Идет формирование логического мышления, поскольку школьник осознает, что предметы на экране – лишь знаки реальности. Улучшается память и внимание детей. Игровая мотивация переходит в учебную. Новые технические средства обучения доказали свою незаменимость. Они являются одной из гарантий модернизации учебного процесса, будучи мощным источником информации, способом самообразования, корректировки классно-урочной системы.

Вместе с тем использование этих средств породило трудности и проблемы. Не хватает педагогов, квалифицированно владеющих новой техникой. Нет уверенности в однозначно позитивных последствиях применения новейшей техники. Так, не решен вопрос, обеспечивает ли она прочное закрепление знаний. Нс закрыта проблема гигиены и охраны здоровья детей при работе с электронными устройствами. Использование новейших технических средств привело к появлению серьезных проблем, касающихся нормального развития, здоровья учащихся. Существует точка зрения, что компьютерные игры – прямой путь к деградации подростков, у которых продолжают развиваться только те части мозга, которые ответственны за моторику, тогда как остальные пребывают в состоянии стагнации. Появилась болезнь компьютерной зависимости, приводящая к психическим расстройствам.