Педагогическая позиция: истоки, типы, характеристика

Понятие базовой педагогической позиции. Специфика педагогических позиций на ступенях образования.

Понятие базовой педагогической позиции

Ранее нами было обосновано положение, согласно которому подлинным субъектом развития в образовании является событийная детско-взрослая общность. В этом положении кроются истоки понимания уникальности профессии педагога: сугубая специфика педагогического труда и образования в целом определяется "разностью возрастных потенциалов" в структуре детско-взрослой общности. Какой же возраст индуцирует "разность потенциалов" развития и специфицирует педагогическую деятельность?

В рамках психолого-педагогической антропологии главным и уникальным возрастом является Взрослость. Позиция взрослости в принципе не приурочена к какому-либо конкретному (паспортному) возрасту. Взрослый всегда тот, кто берет на себя всю полноту ответственности за все и за всех в пространстве собственной жизни. Именно встреча взрослого с представителем любого другого поколения впервые продуцирует собственно педагогическую (детоводительскую) позицию - даже если базовые цели этой встречи не являются сугубо педагогическими, а, например, хозяйственными, политическими и др.

Понятие "педагогическая позиция" в психолого-педагогической антропологии несет очень важную смысловую нагрузку. Под позицией понимается наиболее целостная характеристика поведения человека, свободно и ответственно определившего свое мировоззрение, принципы и поступки во взаимоотношениях с другими. Позиция - это личностный способ реализации базовых целей и ценностей человека в социально-профессиональном пространстве.

В психологии различают тотальную, личностную позицию и ее частную проекцию - профессионально-деятельностную. Личностная позиция возникает и существует во всяких человеческих общностях, профессиональная - только в профессиональном сообществе.

Педагогическая позиция как культурная позиция является уникальной и единственной в своем роде - она одновременно и личностная (выявляется во всякой встрече взрослого и ребенка), и профессиональная культурно-деятельностная позиция (необходима для создания условий достижения целей образования). Педагог нигде и никогда не встречается с ребенком как с "объектом": в личностной позиции он всегда встречается с другим человеком, в собственно профессиональной - с условиями его становления и развития. Поэтому надуманной проблемой в педагогике оказывается выбор между "субъект-объектными" и "субъект-субъектными" отношениями педагога и ребенка. Эти отношения и личностны, и деятельностны, предметны одновременно.

Антропологический подход к образованию может быть операционализирован в оригинальной типологии базовых педагогических позиций взрослого в детско-взрослой общности (В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман). Первый шаг в различении позиций - определение исходных оснований взаимосвязи жизнедеятельности взрослого и жизнедеятельности ребенка (онтологический аспект). Жизнь человека, с одной стороны, проживается и переживается непосредственно, а с другой - обусловлена культурой, ее ОГЛАВЛЕНИЕм и формами. Поэтому первое разделение позиций взрослых - это их разделение на позиции бытийные, связанные с выращиванием детей и сохранением непосредственного переживания самоценности жизни, и позиции культурные, связанные с созданием, хранением и передачей норм и эталонов культуры другим поколениям.

Второй шаг - определение исходных движущих сил развития детско-взрослой общности (процессуальный аспект). Взрослые в своем отношении к детям стремятся либо к передаче им собственной жизненной позиции, к самовоспроизводству (отождествление), либо к утверждению самобытности ребенка (обособление). Па основе сочетания процессуальных и онтологических аспектов выделяются четыре базовые педагогические позиции взрослых: "родителя", "мудреца", "умельца" и "учителя" (табл. 2).

Таблица 2. Базовые педагогические позиции

Процессуальный аспект

Онтологический аспект

Бытийные

Культурные

Отождествление

"родитель"

"умелец"

Обособление

"мудрец"

"учитель"

Позиции "родителя", "мудреца", "умельца" и "учителя" - ядерные, не сводимые друг к другу; они составляют практически всю материю совместной жизни детей и взрослых, хотя в реальной жизни в чистом виде встречаются редко. Базовые педагогические позиции символизируют начальные и необходимые условия полноценного, гармоничного развития ребенка.

Жизнь с взрослыми в бытийных позициях позволяет ребенку встретиться с настоящим в многообразии его проявлений и с вечностью. Встреча с "родителем" дарит ребенку непосредственную радость существования, переживание самоценности жизни, способность жить настоящим, а не только готовиться к настоящей и будущей жизни. Встреча с "мудрецом" дарует способность найти, создать, усмотреть в общечеловеческой сокровищнице жизненных ценностей свое сокровище, богатство собственной души. Полное обеспечение душевного здоровья, комфорта, непосредственной радости, жизненной укорененности - главный результат работы (жизни) взрослого в бытийных позициях.

Взрослые в культурных позициях дают возможность человеку стать достойным собственного прошлого. В общении с "умельцем" ребенок осваивает уже нажитые людьми культурные ценности и учится не бояться будущего. В общении с "учителем" ребенок обретает способности браться за новые задачи, которых не было в опыте прежних поколений.

Вооружение детей культурными нормами, средствами, способами работы {практической, умственной, организационной) - главный продукт работы взрослого в культурных позициях. "Умелец" погружает ребенка в совместное действие и учит действовать. "Учитель" разрывает "плотную ткань" действия, высвобождая фазу чистого обучения, ориентировки в том, зачем, что и как надо делать. Он учит не действовать, а предварительно учиться действию.

Встреча с "умельцем" формирует в ребенке такого же умельца - к концу этой встречи взрослый и ребенок сравниваются в своей умелости. Такое итоговое равенство не предполагается при встрече ребенка с "учителем". Результатами своих трудов "учитель" удовлетворяется в том случае, если его ученик будет способен учить себя, разовьет у себя потребность и способность учиться. "Умелец" формирует умельца, в то время как "учитель" учащегося (учащего себя).

В то же время не следует смешивать позицию "учителя" с педагогической профессией. Человек может хорошо работать в школе, но не занимать позиции "учителя": он может общаться с детьми как "умелец" или как "мудрец". С другой стороны, есть прирожденные "учителя", и где бы они ни работали, они относятся к другим людям по-учительски.