Лекция 2. ПАТОПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Внимание - это психический процесс, характеризующийся сосредоточенностью деятельности субъекта в определенный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмет, событие, образ, рассуждение и Т.Д.).

Внимание вместе с восприятием и памятью является так называемым предвестником мышления. Внимание характеризуется как динамическая сторона сознания.

Многие исследователи, в том числе И. Л. Баскакова, Л. С. Выготский, В. С. Мухина и др., подчеркивают наличие общих закономерностей развития памяти, воображения и внимания у людей. Возрастные характеристики этих познавательных процессов у ребенка раннего возраста изначально являются непроизвольными, непреднамеренными. В старшем дошкольном возрасте под влиянием новых видов деятельности (обучение в виде игры) и новых требований перед ребенком возникают особые задачи, направленные на сосредоточение и удержание внимания на объекте или воспроизведение какого-либо задания. Это приводит к формированию нового уровня внимания, а также памяти, воображения и других высших психических функций. Произвольное внимание получает свое наибольшее развитие в младшем школьном возрасте, когда обучение становится ведущей деятельностью ребенка.

Основными характеристиками внимания являются:

o устойчивость;

o объем;

o переключаемость.

Устойчивость внимания обеспечивает длительность концентрации внимания на объекте и выражается в определенной степени сосредоточения субъекта на объекте. Она является необходимым условием продуктивной работы. Устойчивое внимание дает возможность последовательно познавать предметы внешнего мира во всем многообразии их свойств и отношений, благодаря чему опыт обогащается новым ОГЛАВЛЕНИЕм. Устойчивое внимание имеет особенно большое значение для развития интеллектуальной деятельности. Оно дает возможность мышлению не "соскальзывать" на посторонние связи, несуществующие характеристики, незначимые эмоциональные образы.

Устойчивое внимание позволяет удерживать выбранный способ действия, сохранять направленность мысли на переносном, условном значении, что важно для выбора основания классификации объектов и ее последовательного осуществления. Сохранение внимания на мыслительных связях может рассматриваться как этап в процессе его интеллектуализации.

Для реальной деятельности требуется, чтобы в поле внимания оказывались многие объекты с различными свойствами, а также находящиеся в разнообразных отношениях друг с другом, т.е. необходима совокупность раздражителей.

Объем внимания - это совокупность воспринимаемых раздражителей, на которую направлено внимание в данный момент. Объем внимания в большой степени зависит от количественного соотношения фигуры и фона, т.е. объектов, которые надо выделить вниманием, и объектов, от которых надо отвлечься. На расширение объема внимания значительное влияние оказывают речь, самостоятельность обучения и разнообразие деятельности.

Объем внимания определяет эффективность любого вида обучения, поскольку мыслительный акт предполагает одновременно объединение, совмещение и удержание нескольких объектов в ноле внимания.

Переключаемостъ внимания. Переход от одной деятельности к другой может осуществляться различными путями, но он всегда сопровождается изменением направленности внимания. При полном переключении внимания происходит как бы глобальная отмена предыдущей деятельности, при частичном имеет место включение некоторых компонентов предыдущей деятельности в новую. Переключаемость - это динамическая характеристика внимания.

Физиологически переключение внимания сопряжено как с выработкой, так и с ломкой стереотипа, а также с его укрупнением, когда несколько стереотипов последовательно объединяются, образуя единое целое. Механизмы переключения и отвлечения внимания различны. При переключении происходит активная перестройка психической деятельности, связанная с необходимостью выделять и удерживать новые компоненты или находить иные способы деятельности. В переключении внимания, как и в действии, проявляются собственно регуляторные функции внимания - возможность произвольно прекратить или замедлить предшествующую деятельность.