Патологии лидерства

Наряду с созидательными управленческими процессами и средствами, существует так называемое "разрушительное управление" ("терминаторный менеджмент"), которое оперирует методами дезорганизации, декоординации, дестимулирования, демотивации, декомпетенции и т.д. "Уничтожение компетентных работников или компетентности" – нарочито громкое выражение, отражающее очень нежелательные процессы. "Выдавливая" по разным причинам, чаще всего субъективного характера, компетентных и опытных людей, руководитель вынужден искать им замену, но замену не так-то просто найти, новичкам требуется время на адаптацию, они не в полной мере в состоянии заменить опытных работников. Исходя из общепринятой истины, что ничего дороже человеческого капитала не существует, при терминаторном стиле управления мы имеем дело с уничтожением самого дорогого капитала компании.

Типы руководителей-терминаторов

1. "Хочет, как лучше, а получается хуже". В основе – иллюзорные представления о реальном положении вещей.

2. "Недоверчивый к другим и доверяющий себе". В основе – собственная "незамечаемая" некомпетентность руководителя и игнорирование компетентности других.

3. "Создание чехарды в компетентности". Компетентным работником поручаются простые задания, а недостаточно компетентным – сложные. Компетентные дисквалифицируются, а малокомпетентные становятся полностью некомпетентными (хотя иногда срабатывает эффект "брошенный в воду учится плавать", если не тонет).

4. "Подстраховщик своих подчиненных". Подмена руководителем своих работников собой приводит к их деквалификации, утрате инициативы, самостоятельности, снижению привлекательности труда. Работник живет так же в атмосфере постоянного недоверия к уровню его компетентности, как и в случае 2. В то же время руководитель не имеет времени решать жизненно важные перспективные проблемы организации, поскольку его "заедает текучка". Например, руководитель такого типа рассматривает лично все бумаги, поступающие в организацию, на всех ставит резолюцию, считая, что тем самым контролирует все происходящее в фирме. На самом деле при таком объеме контроля его эффективность низка, поскольку превосходит пределы возможности человеческого мозга.

5. "Паук-интриган". Компетентные работники вовлекаются в аппаратные игры, интриги, паутину доносов, слухов, подсиживания, поклепов, сплетен, домыслов и т.п. Им уже нс до работы.

6. "Выжимала результатов". Результаты достигаются, как правило, при игнорировании мотивов работников, принижении внимания к стимулированию, правильной организации труда и его условиям. По схеме поведения Томаса, этот тип управления – принуждение.

Результат этих стилей управления в нормальной рыночной экономике примерно одинаков: низкий уровень использования потенциала работников, отсутствие возможности их развития, высокая текучесть, низкая конкурентоспособность и выживаемость организации. Таблица 9.1 показывает взаимосвязь между факторами уничтожения компетентности и типами руководителей-термииаторов.

Таблица 9.1

Взаимосвязь между факторами уничтожения компетентности и типами руководителей-термииаторов

Факторы уничтожения компетентного персонала

Типы руководителей- терминаторов

1

2

3

4

5

6

1. Оттирание работника от выполнения им своих должностных обязанностей и функций

+

2. Недоверие со стороны своего непосредственного руководителя

+

3. Выполнение задач и функций (обязанностей), требующих меньшей квалификации

+

4. Втягивание во внутриколлективные интриги, конфликты, склоки и проч.

+

5. Низкий уровень организации работы

+

6. Плохие условия труда и быта

+

7. Незаинтересованность в результатах труда из-за низкой оплаты и (или) ее задержек

+

8. Создание преград для повышения квалификации, развития работников

+

+

+

9. Напряженные отношения с руководителем из-за его непрофессионализма (как в профессиональной, так и в коммуникативной сфере)

+

+

+

+

+

Обычно терминаторное поведение сопровождается тем, что из-за эгоцентризма, отсутствия коммуникативной компетентности руководитель не понимает последствий своего поведения, его губительности для возглавляемой организации[1].

Патологическое сознание, клиповое мышление лидера

Жизнь коллектива определяется ее лидером. Доктор психологических наук В. В. Гульдан[2] еще двадцать лет назад так определял причину "злокачественного течения нашей жизни": "Патологическое сознание принципиально не способно к использованию прошлого опыта, к прогнозированию возможных последствий тех или иных действий, к выделению существенного, главного, к целенаправленной деятельности. Патологическое сознание – это неадекватная самооценка и неадекватный уровень притязаний; это скрываемое чувство неполноценности и постоянная готовность к агрессивной контратаке для защиты своей личностной автономии и суверенитета"[3].

Клиповое мышление также может характеризовать лидера и члена его команды, тем более, что исследователи говорят о довольно высокой в современном обществе, порядка 10%, доле людей с таким типом мышления. Clip в переводе с английского обозначает "стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка". Термин "клиповое мышление" (КМ) больше соотносится с последним значением и отсылает к принципам построения музыкальных клипов, тем из них, где видеоряд представляет собой слабосвязанный между собой набор образов. При клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно сменяют друг друга, и постоянно требует новых.

Обладатель КМ оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредоточиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу.

Семиотика (от греч. semeion – знак – признак), наука, исВперед способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры, системы мифа, ритуала), природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.).