Партионность грузов и ее влияние на эффективность логистических процессов

Отправка — это груз, предъявляемый к перевозке по одному транспортному документу. Понятие отправки связано с коммерческим аспектом взаимоотношений отправителя и перевозчика. На каждую отправку заключается отдельный договор перевозки, что и удостоверяется соответствующим документом — транспортной накладной или коносаментом.

Партия — это груз, который единовременно предъявляется к перевозке. Партия груза может включать одну или несколько отправок. Разбиение партии на несколько отправок, оформленных грузораспорядительными документами — коносаментами, -бывает удобно для управления процессом грузодвижения в цепи поставок (см. параграф 8.4).

На практике понятия "партия" и "отправка" могут использоваться как синонимы. Как правило, смысл употребляемого термина бывает ясен из контекста, хотя методически такое смешение не вполне корректно.

Понятие партии груза связано с технологией транспортировки. Партионность, т.е. характерный для конкретного товарного или транспортного потока размер партии, во многом определяет величину транспортных издержек, влияет на выбор вида транспорта, транспортного оператора и способа транспортировки.

Массовые перевозки организуются, когда характерный размер партии существенно превышает грузоподъемность применяемых транспортных средств. Примерами являются доставка угля из регионов его добычи, перевозки зерна в период уборки урожая и т.д. Главной задачей при организации массовых перевозок является достижение эффекта масштаба за счет применения наиболее производительных транспортных средств и средств погрузки-выгрузки.

Повагонные, помашинные перевозки производятся, когда размер партии соответствует грузоподъемности применяемых транспортных средств, в случае водных видов транспорта это перевозки судовыми партиями.

Если размер партии не позволяет с необходимой эффективностью использовать грузоподъемность транспортных средств, возникают так называемые мелкопартионные перевозки. Они наиболее сложны технологически и потому наиболее дороги в расчете на единицу груза. Мелкопартионные перевозки выполняются через терминалы и предусматривают сбор и подгруппировку партий различных отправителей, магистральную перевозку сборных партий и развоз грузов получателям в пунктах назначения. Мелкопартионные перевозки выполняются, как правило, транспортными операторами, которые специализируются исключительно на этом виде деятельности.

Наименее удобны с точки зрения организации перевозочного процесса так называемые партионные перевозки, когда размер отправляемых партий, предъявляемых транспортному оператору, периодически изменяется, что заставляет применять различные транспортные средства и технологии. На практике такой ситуации необходимо избегать за счет рационального планирования поставок и управления запасами, а также распределения транспортного обслуживания по различным типам отправок между разными транспортными операторами.

Правила для отнесения грузовой партии к той или иной категории по партионности определяются нормативными правовыми актами, действующими на различных видах транспорта, либо устанавливаются самими транспортными операторами (см. врезку 4.1).

Врезка 4.1. Понятие "мелкой партии" на различных видах транспорта

Мелкой считается такая партия груза, размер которой не позволяет транспортному оператору с достаточной эффективностью использовать грузоподъемность транспортных средств и требует подгруппировки с грузами других отправителей. Поскольку характеристики транспортных средств и экономика их эксплуатации па разных видах транспорта различны, то неодинаков и порядок отнесения партии груза к мелкой либо помашинной (повагонной, судовой). Кроме того, собственные правила могут устанавливать экспедиторы, которые специализируются на работе с мелкими отправками.

В Российской Федерации па железнодорожном транспорте перевозки, выполняемые по одному документу, подразделяются следующим образом:

— мелкая отправка — отправка общей массой до 20 т, которая занимает не более одной трети вместимости вагона. При этом масса одного грузового места должна находиться в интервале от 20 до 1500 кг при перевозке в крытых вагонах и от 1500 кг до 10 т при перевозке на платформах;

— повагонная отправка — отправка объемом, равным вместимости одного вагона;

— групповая отправка — отправка, для перевозки которой требуется больше одного вагона, но меньше целого состава (маршрута). В этом случае груз может перевозиться группой вагонов по одной накладной;

- маршрутная отправка, масса которой соответствует согласно действующим нормам загрузке целого состава.

На внутреннем водном транспорте используется Вперед классификация:

— мелкая партия — партия, масса которой не превышает 20 т;

— сборная партия — партия массой более 20 т, но недостаточная для загрузки судна целиком либо достаточная для загрузки одного судна, но разделенная на части, предназначенные разным получателям;

— судовая партия — партия, масса которой достаточна по действующим нормам для загрузки одного судна, содержащая товар одного наименования и отправляемый по одному транспортному документу, или же отправляемый по нескольким транспортным документам, но в один порт назначения.

На автомобильном транспорте точный размер мелкой партии действующими нормативными правовыми актами не установлен. Его определяют при необходимости перевозчики или экспедиторы в собственных правилах или тарифах.

В практике работы отечественных транспортных и экспедиторских компаний для характеристики партионности перевозок часто используются англоязычные сокращения, распространенные в международной практике. К ним относятся следующие:

FTL (Full Truckload) — помашинная отправка на автомобильном транспорте;

LTL (Less than Truckload) - мелкая отправка на автомобильном транспорте;

FCL (Full Carload или Full Containerload) - в зависимости от контекста, повагонная отправка на железнодорожном транспорте или отправка, полностью занимающая один контейнер;

LCL (Less than Carload или Less than Containerload) — в зависимости от контекста, мелкая отправка на железнодорожном транспорте или при контейнерных перевозках.