Парламент Российской Федерации

Без общих выборов, свободы печати и собраний, свободной борьбы мнений в любом общественном институте жизнь затихает, становится лишь видимостью, и единственным активным элементом этой жизни становится бюрократия.

Р. Люксембург

Немного об истории парламентаризма. Родиной парламента является Англия, где начиная с XIII в. власть короля была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства и представителей городов и графств. Затем парламенты появились и в других европейских странах. В современном мире они существуют в несколько измененном виде во многих государствах мира.

В России это "изобретение" человечества прижилось не сразу. Вспомним, что 17 октября 1905 г. царь Николай II подписал Манифест, в котором было заявлено о создании парламента, только под сильнейшим давлением демократически настроенной общественности России.

Судьба первых Государственных Дум была печальна, а после Революции 1917 г. парламентаризм в России долгое время и вовсе существовал только формально (согласно Конституции СССР законодательным органом страны был Верховный Совет СССР).

Возрождаться парламентаризм стал только в 1990 г. Разумеется, наладить работу парламента за такой короткий срок невозможно, и пока парламент в России находится в стадии становления. Называется наш парламент Федеральным Собранием.

Общая характеристика Федерального Собрания

Отметим главные черты российского парламента.

1. Федеральное Собрание – это представительный орган. Это означает, что он должен выражать интересы и волю всего народа, а не только лиц, участвовавших в избрании депутатов. Справедливо говорят, что парламент – это срез общества (население выбирает тех, кому доверяет представлять свои интересы).

2. Парламент – это законодательный орган. Принятие законов и бюджета – его основная задача.

3. Федеральное Собрание – постоянное действующий орган, где депутаты работают на профессиональной основе, т.е. участие в работе парламента является их основной работой. Депутаты имеют короткие зимние каникулы и более продолжительные летние.

4. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации утверждает или отклоняет законы, принятые Государственной Думой, поэтому часто его называют верхней палатой парламента, хотя в Конституции РФ термины "верхняя палата" и "нижняя палата" не употребляются.

5. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Совместные заседания проводятся для заслушивания посланий Президента, посланий Конституционного Суда и выступлений руководителей иностранных государств.

Совет Федерации – одна из палат законодательного органа РФ – Федерального Собрания. В отличие от Государственной Думы, которую с полным правом можно назвать органом, представляющим в парламенте весь народ России, Совет Федерации прежде всего представляет интересы субъектов РФ. Дело в том, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ.

Основной функцией Совета Федерации как палаты парламента является участие в законодательной деятельности. Хотя все законопроекты попадают сначала в Государственную Думу, одобренный ею законопроект обязательно в дальнейшем поступает в Совет Федерации. В течение 14 дней эта палата может одобрить или отклонить законопроект. Если в течение этого срока она не выскажется по поводу законопроекта, он считается принятым. Однако Совет Федерации должен обязательно собраться и обсудить федеральные конституционные законы, законы о государственном бюджете, о налогах, вопросы о международных договорах, о войне и мире и др.

Кроме того, Совет Федерации:

– утверждает изменения границ между субъектами РФ;

– утверждает указы Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения на территории России;

– назначает выборы Президента РФ;

– решает вопрос об отрешении Президента РФ от должности;

– назначает судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, Генерального прокурора РФ.