Лекция 5. ПАРАДИГМЫ ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИОЛОГИИ

Комплексная цель:

знать

o парадигмальные концепции зарубежной социологии;

o методологические установки представителей социологических направлений;

уметь

o различать особенности парадигмальных концепций;

o определить значение парадигмальных концепций для развития современной социологии;

владеть

o умением переводить работы зарубежных социологов, не опубликованных на русском языке.

Психологизм французской социологии

Наиболее известным представителем психологического направления в европейской социологии был Габриэль Тард (1843-1904) - основоположник социальной психологии во Франции. В его работах: "Законы подражания" (1890), "Социальная логика" (1895), "Общественное мнение и толпа" (1902), "Социальные этюды" (1902), "Экономическая психология" (1902) основное внимание было уделено проблемам межличностных отношений, общественного мнения, психологии толпы, механизмам заражения и внушения, а также эмпирическим методам социально-психологического исследования.

Стремясь освободить социологию от биологизма и органицизма, Г. Тард сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является сознание отдельного человека. По его мнению, общество - это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний, которое совершается через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, намерений. Он поставил своей целью создать социальную (коллективную) психологию - науку, которая должна изучать взаимодействие индивидуальных сознаний и выступать в роли фундамента социологии. От индивидуальной психологии социальная психология, с точки зрения Г. Тарда, отличается тем, что занимается исключительно отношениями нашего "Я" к другим "Я", их взаимным влиянием. Взаимодействие одного "духа" на другой он считал элементарным фактом, из совокупности которых складывается вся социальная жизнь.

В своих исследованиях Г. Тард развивал позитивистскую идею закономерности развития социальных процессов. Однако ОГЛАВЛЕНИЕ общественной жизни он трактовал, скорее, в духе волюнтаризма. Г. Тард объяснял общественные процессы действием психологического механизма подражания. Взаимоотношение двух индивидов, из которых один подражает другому, он считал характерной моделью социального бытия. Все сходства, существующие в мире, обусловлены, по его мнению, повторением, которое представляет собой универсальный мировой закон. Подражание существует уже в индивидуальном сознании, когда человек с помощью памяти и привычки воспроизводит сам себя, повторяет свое прошлое. При соприкосновении двух или более людей подражание становится главным механизмом социального поведения.

"Общество, - утверждал Г. Тард, - это подражание, а подражание род гипнотизма". Поэтому общественное развитие в его понимании происходит тогда, когда отдельные выдающиеся люди изобретают что-то новое, а затем массы, подражая, закрепляют это новое. Социальные конфликты объясняются им различными направлениями подражания. Причем это тождественно противоречиям в сознании отдельного индивида, когда он колеблется, принять или отвергнуть представляющийся ему новый образец, новый обычай, новую идею или художественную школу, новый поступок.

Г. Тард схематично представляет процесс распространения новшеств путем подражания в виде концентрических кругов, расходящихся от центра. Круг подражания имеет тенденцию бесконечно расширяться, пока не натыкается на встречную волну, исходящую из другого центра. Встречные потоки подражания вступают в единоборство - повторение сменяется оппозицией, и начинается "логическая дуэль" подражаний. Частными случаями этого могут быть любые конфликты от теоретического спора до войны. Логические дуэли могут иметь разный исход, но так или иначе оппозицию сменяет новая адаптация, и весь цикл социальных процессов возобновляется.

Общие законы социологии, охватывающие все три базисных социальных процесса: адаптация, повторение и оппозиция, Г. Тард делит на логические и нелогические. Логические законы объясняют, почему одни инновации распространяются, а другие - нет, насколько назрела потребность в данном новшестве, совместимо ли оно с уже существующими знаниями и представлениями (логический союз) или же вступает с ними в конфликт (логическую дуэль). Нелогические законы показывают, как протекает процесс подражания. Во-первых, подражание идет от внутреннего к внешнему, т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: например, дух религии распространяется раньше, чем обряды. Во-вторых, низшие всегда подражают высшим, провинция подражает центру. Ссылками на механизм подражания французский социолог пытался объяснить общественное мнение, обычаи, моду, религию и многие другие социальные явления.

Попытка Г. Тарда свести все социальные процессы к подражанию вызывала критику со стороны многих его современников (например, В. Вундта, Э. Дюркгейма и др.). Его критиковали за то, что невозможно только с помощью одного фактора объяснить многообразие социально-культурной жизни, тем более сводить социальную жизнь лишь к межиндивидуальным отношениям. Это исключает из социологии изучение социальной структуры, а также социальных институтов, под влиянием которых и формируются многие межличностные отношения.

Для развития социологии важным выводом из анализа Г. Тардом процессов подражания является косвенное признание и постановка им проблем социализации в обществе, интернализации социокультурных норм посредством социального взаимодействия. Акцентирование внимания на феномене подражания являлось по существу теоретической основой, на которой он пытался анализировать и объяснять одну из главных социологических проблем: как индивиды объединяются в социальные группы и сообщества. Интерпретируя социальную жизнь с помощью феномена подражания, Г. Тард пытался избежать сугубо индивидуалистических и биологизаторских подходов к обществу.

Французский социолог строил свою теорию как дедуктивную, но вместе с тем он придавал громадное значение эмпирическим методам исследования. Социология, по его словам, имеет в своем распоряжении два главных метода: археологический и статистический. Археологический метод, основанный на анализе исторических документов, служит для изучения периодов и ареалов распространения конкретных нововведений и образцов. Статистический метод используется для сбора информации о текущих процессах подражания путем обсчета сходных подражательных актов. Анализ статистики самоубийств, преступлений, железнодорожных перевозок, торговли и т.д. позволяет найти количественное выражение силы распространения различного рода новшеств, выяснить благоприятные и неблагоприятные последствия этих распространений и, в конечном счете, поставить под контроль стихийные социальные (подражательные) процессы. В широком применении "числа и меры" к изучению общества Г. Тард видел магистральный путь развития социологии. Его социально-статистические исследования, в частности по вопросам преступности, пользовались большим интересом у современников.

Большое внимание Г. Тард уделял изучению "психологии толпы". В 1880-1890-е гг. исследование толпы было одной из центральных проблем и ею занимались многие ведущие социологи (например, итальянец С. Сигеле, француз Г. Лебон, русский Н.К. Михайловский). Интерес к проблеме психологии толпы имел практическую, социально-политическую основу, идущую еще со времен Великой французской революции и последовавшими за нею революциями и массовыми выступлениями, которые происходили во многих странах Европы и особенно во Франции.

Феномен "толпы" Г. Тард определил как "множество лиц, собравшихся в одно и то же время в определенном месте и объединяемых чувством, верой и действием". Всякая толпа, по его мнению, иррациональна и легко поддается внушению. Она повторяет одни и те же движения, одни и те же крики, она мелочно самолюбива. Критиковать ее нельзя, обращаться к ее разуму бесполезно. Бороться с толпой такими способами все равно, что бороться с "циклопом". Толпа криком, воем, топаньем заглушает всех, кто не умеет ей угодить. При этом чем многочисленнее толпа, тем ниже ее уровень сознания. Собравшись в большом количестве, массы, из кого бы они ни состояли ("из профессоров или кочегаров"), прежде всего, теряют способность владеть собой, ибо они не мыслят, а чувствуют одинаково. Толпа делает из человека автомат, ослабляя или уничтожая его индивидуальность.

Следует отметить, что Г. Тард, подчеркивая иррациональность и подражательность толпы, ее потребность в вождях, будущее исторического развития связывает не с "толпой", а "публикой". С его точки зрения, публика в отличие от толпы, единство которой создается в первую очередь физическим контактом, представляет собой "чисто духовную общность", основанную на интеллекте.

Предысторию публики он видел в салонах и клубах XVIII в., а ее настоящую историю связывал с широким распространением газет. И если в толпе личность нивелируется, то в публике она, напротив, получает возможность самовыражения. Отсюда совершенствование средств общения будет способствовать усложнению и обогащению личности.

Г. Тард сыграл значительную роль в исследовании средств массовой коммуникации. С его именем связано исследование проблем экономической психологии. Его следует отнести к основателям такой междисциплинарной области, как исследование распространения и усвоения инноваций. Французский ученый являлся и одним из создателей повой науки - социальной психологии. Высказанные Г. Тардом идеи во многом предвосхитили развитие социологической теории массовых коммуникаций и психологии общения.

Гюстав Лебон (1841 - 1931) - французский социальный психолог и социолог, доктор медицины.

В работах "Психологические законы эволюции народов (1894), "Психология толпы" (1895), "Психология социализма" (1898), "Психология революций" (1912) он психологическим фактам коллективного поведения придал вид социологической теории исторического развития.

Участие во Франко-Прусской войне 1870-1871 гг. и события Великой Французской революции, когда толпа, штурмуя Бастилию, под воздействием эмоций действовала жестоко и разрушительно, послужили поводом к исследованию Г. Лебоном психологии масс. Ученый обратил внимание на то, что во время стихийных бедствий, катастроф, эпидемий, войн, политических переворотов массами людей на бессознательном уровне овладевают чувства тревоги, страха, рассеянности. Это состояние людей он назвал "массовым психозом". С точки зрения Г. Лебона, массовый психоз опасен тем, что люди действуют, руководствуясь не разумом, а эмоциями. Они легко возбудимы, неуправляемы и обладают огромной разрушительной силой.

Исследуя процесс эволюции рас и народов, Г. Лебон по уровню развития разделил их на четыре группы:

1) первобытные, оставшиеся в своем развитии на уровне каменного века (например, аборигены Австралии);

2) низшие, оставшиеся в своем развитии на уровне зарождения цивилизации (например, негры);

3) средние, достигшие в своем развитии уровня высокой цивилизации (например, китайцы);

4) высшие, овладевшие высоким уровнем культурного развития (например, индоевропейцы).

Основным критерием развитости народа он считал способность контролировать свои инстинкты. Это позволяет народу осознать необходимость общественного самопожертвования во имя национального идеала и обрести способность к самосовершенствованию. Сам народ рассматривался Г. Лебоном как пирамида, основание которой составляют "темные" массы, среднюю часть - образованные слои, а вершину - небольшая группа творческих личностей.

У каждого народа, утверждал Г. Лебон, имеется своя психология, которую он заимствует от своих предков. Структуру психологии народа составляют: наследственность, воспитание, среда проживания, подражание, общественное мнение. Основная роль в психологии народа, по его мнению, принадлежит религиозным верованиям, на основании которых формируются экономические, политические и культурные убеждения народа.

При изучении психических особенностей массового поведения людей Г. Лебон пришел к выводу о том, что по мере расширения массовых процессов их влияние на функционирование общества усиливается. По его мнению, в результате промышленной революции, роста городов и средств массовой коммуникации современная жизнь все более определяется поведением толпы. В толпе индивиды утрачивают чувство ответственности и оказываются во власти иррациональных чувств, догматизма, нетерпимости, всемогущества, так как ими управляет закон "духовного единства толпы". Отождествляя массу людей с толпой, он предвещал наступление "эры масс" и следующий за этим упадок цивилизации, который сопровождается деиндивидуализацией. Это приводит к тому, что личные чувства и мысли людей нивелируются, возникает временная "коллективная душа".

Г. Лебоном была предложена концепция массового общества как безликая и аморфная толпа, способная только на деструктивные действия под воздействием лидеров. Лидеры стараются загипнотизировать толпу привлекательными иллюзиями. Французский социолог считал, что тот, кто сумеет ввести толпу в заблуждение, станет ее лидером, а кто попытается образумить толпу, станет ее жертвой. С точки зрения Г. Лебона, решающую роль в социальных процессах играет не разум, а эмоции. Он выступал против идеи социального равенства и демократии, доказывай, что все достижения цивилизации являются результатом деятельности элиты. Революцию он характеризовал как проявление массовой истерии, а ее вождей - как психопатов и призывая к борьбе с революционными движениями.