Память животных

Существует множество классификаций психической памяти, поскольку можно выделить разные основания для такой классификации, и чуть позже мы поговорим об этом.

Для нас важно выделить два принципиальных вида памяти:

1) природная память животных и человека;

2) социальная память человека как его умение решать задачи на запоминание и воспроизведение какой-то информации (так называемая декларативная память или как особое мнестическое (мнемическое) действие, или, в терминологии Л. С. Выготского, высшая психическая функция).

Особенность природной памяти заключается, прежде всего, в том, что она функционирует непроизвольно и всегда включена в текущую деятельность субъекта, являясь одной из ее субъективных составляющих, т.е. субъективным звеном деятельности или, можно сказать, "моментом" деятельности. Природная память, как и каждый психический процесс, должна обслуживать деятельность, участвуя в обеспечении ориентировки и планирования, а при необходимости – управления и осуществления отдельных действий и операций. Такая память должна сохранять для будущего успешные способы и умения исполнения поведения, полезные ориентиры (для опознания родителей, пищи, врагов, пути к дому и т.д.). В этом смысле задача памяти – обеспечивать участие прошлого опыта субъекта в управлении и регуляции деятельности настоящего момента. Чтобы это осуществлять, прошлый опыт должен быть сохранен и использован в нужное время в форме, пригодной для участия в осуществлении деятельности.

Что должно быть сохранено животными, чтобы успешно действовать "здесь-и-сейчас"?

Животные должны:

• знать (помнить) предметы своих потребностей, точнее, их внешние признаки (цвет, запах, вкус, форму, издаваемые ими звуки и пр.);

• помнить свои эмоциональные оценки событий, в том числе эмоции, связанные с определенными объектами; успехи и неудачи поведения;

• знать (помнить) ориентиры, ведущие к источнику пищи или сигнализирующие об опасности; ориентиры своего поведенческого пространства (территорию охоты), ориентиры, ведущие к "дому" (гнездо, нора, улей и т.д.);

• помнить приобретенные навыки охоты и сформированные при жизни особые способы поведения.

Выше упоминалось, что часть задач на сохранение опыта решается в эволюции и закрепляется генетически в форме врожденного поведения. Для высокоразвитых животных это прижизненная задача, которая должна решаться в ходе их текущего поведения. Например, память о предметах потребностей приобретается в процессе опредмечивания потребностей (импринтинг); запоминание смены событий позволяет осуществлять вероятностное прогнозирование будущего и готовиться к нему; выделенные и закодированные для себя ориентиры позволяют выбирать нужное направление передвижений; результаты поведения позволяют выделить те способы поведения, которые привели к успеху или неудаче.

Способность животных запоминать события проявляется в реакциях на обстановку, в поиске тех пищевых объектов, которые были показаны животному в ситуации отсроченного поведения, в создании тайников пищи про запас, в выборе нужных ориентиров и т.д.

Если в ящик вместе со съедобной капустой положить на глазах обезьяны апельсин и незаметно его убрать оттуда, а через несколько минут отпустить обезьяну с привязи, то обезьяна бежит к ящику, открывает его и долго что-то ищет в нем, не интересуясь капустой как пищей.

Кедровки делают запасы на зиму и находят их под снегом. Вороны и волки часто прячут пищу в разных местах и, как правило, находят ее через несколько часов.

Пчела несколько часов помнит угол к солнечным лучам, под которым она летела до места сбора нектара, и помнит ориентиры местности, где расположен улей, помнит приметы улья (цвет, форму, расположение).

Птицы возвращаются после зимовки к своим гнездам, безошибочно находя их, т.е. помнят ориентиры гнезда несколько месяцев (по крайней мере, узнают их).

Кошки, перемещенные на сотни километров от дома, находят свою квартиру в городе через несколько месяцев пути к дому.

У собаки несколько недель сохраняется эмоциональная память на место, где она получила удар электротоком. Новорожденные щенки запоминают запах матери и ползут на него через несколько часов.

Задачи поведения животных делают память операцией, особым звеном (моментом) деятельности. Эта операция должна осуществляться непроизвольно и по сохранению, и по актуализации прошлого опыта, а точнее, но опознанию ориентиров и использованию приобретенных моторных умений, когда перед животными возникает такая задача.

Какие виды памяти можно выделить у животных?

Это, несомненно, двигательная, моторная память в виде умений (навыков). Конечно, это эмоциональная память, которая обеспечивает, прежде всего, установление биологического смысла объектов. Так, цыпленок после первой попытки склевать смоченную горьким раствором бусинку не делает больше попыток клевать ее. Л крыса, попробовав отравленную пищу, не подходит к ней даже во время голода.

И конечно, это чувственная образная память на отдельные признаки объектов или их комплексы (ориентиры): зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, температурные, вкусовые и т.д.

Животные также должны помнить способы поведения, найденные ими самими или заимствованные у других особей. Такой вид памяти плохо укладывается как в моторную (двигательную), так и в образную память, и может быть выделен как особый вид памяти. Они также должны помнить события своей жизни, которые происходят с ними в процессе жизни в сообществе: с кем как общаться, у кого какой статус в сообществе, что лично с ними произошло и пр. За такой памятью человека закрепилось название эпизодической, но можно ли подобную память животных тоже так называть – это вопрос.