Память и представление

Субъекту деятельности необходимо сохранять воспринятую информацию. Это происходит благодаря памяти. Память можно определить как процессы организации информации в целях предстоящей деятельности; как систему "присвоения" информации личностью, превращение ее в "свою".

В общем виде память – это система средств запоминания и воспроизведения хранящейся у человека информации. Средства запоминания – это мнемические способности, орудия реализации мнемических процессов.

Мнемические способности и хранящаяся у субъекта информация являются многоуровневыми образованиями. Проблема организации знаний, умений в памяти субъекта деятельности называется проблемой репрезентации информации в памяти человека. Экспериментально показано, что каждый человек помнит и признаки, и образы, и ассоциации, и слова, и понятия. Взаимодействие этих уровней, индивидуальные и типические характеристики этого процесса и составляют основные направления исследования проблемы репрезентации информации в памяти человека.

В основе мнемических способностей лежат природные механизмы запечатлевать информацию. Их называют функциональными механизмами. В процессе созревания мозга и социализации личности природные способности надстраиваются культурными механизмами, сущность которых заключается в обработке запоминаемой информации, например, с помощью группировки материала, сравнения, расположения его в ряд и т. д. Эти механизмы называются операционными. Операционные механизмы в процессе освоения деятельности достраиваются регулирующими механизмами, которые проявляются в умении человека управлять процессами запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

В процессе реализации любой профессиональной деятельности соучаствуют разные механизмы: и природные, и культурные. Разная мера представленности в процессах познания тех или иных механизмов определяет участие различных видов памяти в процессе реализации деятельности.

В деятельности человека, управляющего людьми, техникой, машинами или приборами, в той или иной мере проявляются все основные виды памяти. В любой деятельности соучаствуют кратковременная память, оперативная и долговременная. Данные виды памяти различаются по времени хранения информации. Кратковременная память обеспечивает хранение поступившей информации в течение секунды или минуты, долговременная – в течение дня, месяца, года или всей жизни.

В кратковременной памяти хранится почти вся информация, поступившая в какой-то момент времени на органы чувств, но хранится она в таком виде недолго: всего несколько секунд. В дальнейшем информация преобразуется, анализируется, обрабатывается субъектом, такого рода память уже ближе к долговременной. Можно сказать, что кратковременная память – это фотография объектов, воздействующих на органы чувств.

Хорошая кратковременная намять повышает эффективность любой деятельности. Особо следует отметить врачебную деятельность, работу спасателей, пожарных, милиционеров. Совершенно очевидно, что при хирургической операции не бывает второстепенных деталей. Хирург обязан мгновенно охватить все признаки ситуации и учесть их (т. е. запомнить) в дальнейших действиях. Другими словами, любая деятельность в экстремальных условиях предполагает наличие продуктивной кратковременной памяти.

Оперативная память представляет собой способность человека сохранять текущую информацию, необходимую для выполнения того или иного действия, длительность хранения определяется временем выполнения данного действия. Простейший пример оперативной памяти – сохранение первых слов принимаемого речевого сообщения в течение всего времени его аудирования. При переводе информации из кратковременной в оперативную происходит ее селекция по критериям, определяемым задачей, которую решает человек.

Долговременная память хранит информацию впрок для предстоящей деятельности. При переводе информации из кратковременной памяти в долговременную происходит ее дальнейшая обработка. Информация приобретает форму, в которой она может быть успешно присвоена субъектом деятельности. Соотношение между кратковременной, оперативной и долговременной видами памяти зависит от задач, решаемых субъектом данной деятельности, и от структуры самой деятельности. В одних случаях ведущее место принадлежит кратковременной памяти, в других – долговременной. В инженерной психологии большое внимание уделяется оперативной памяти, так как она в значительной степени влияет на надежность и эффективность действий оператора. Существенную роль в оперативной памяти могут играть не только процессы запоминания информации, но и процессы ее сбрасывания, т. е. исключения информации из памяти. Оператор иногда допускает ошибки не потому, что не запомнил необходимой информации, а потому, что не забыл ненужную, уже использованную.

Кратковременная память связана, прежде всего, с первичной ориентировкой в окружающей среде и поэтому направлена, главным образом, на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигналов вне зависимости от их информационного содержания. Оперативная память направлена на сохранение текущей информации в рамках конкретной деятельности или конкретного действия. Долговременная память ориентирована на будущее, на сохранение индивидуального опыта личности.

Субъект деятельности получает информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. Соотношение перечисленных видов памяти в реальной деятельности зависит от характера деятельности и от индивидуальных особенностей работника, который будет опираться на наиболее развитый вид памяти.

Кроме того, в зависимости от характера запоминаемой информации можно выделить: память на слова (словесная, или вербальная, память), память на образы (образная), память на движения (двигательная), память на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная), а также память на расположение предметов в пространстве, на временны́е отрезки, на числа, фамилии, лица и т. д.

Для анализа процессов профессионализации особое значение имеет деление памяти на непосредственную и опосредованную по критерию развитости процессов запоминания. Непосредственная память отличается слабой обработкой запоминаемого материала. В этих случаях субъект просто заучивает материал, многократно его повторяя, зазубривает или стремится запечатлеть информацию. Такого рода запоминание называется памятью без средств, т. е. без обработки запоминаемого материала. В тех случаях, когда человек ищет способы запоминания, осмысливает, анализирует, сравнивает материал и т. д., речь идет о принципиально ином, качественно более высоком запоминании – логическом, опосредованном, с помощью каких-либо средств. В некоторых видах деятельности крайне необходима сильная непосредственная память; например, хороший художник не мыслит без развитой образной непосредственной памяти.

Кроме указанных видов памяти, выделяют еще непроизвольное и произвольное запоминание. В тех случаях, когда запоминание управляется специальной установкой, говорят о произвольной памяти. Если же цель на запоминание отсутствовала, но субъект тем не менее сохранил информацию, то такая память называется непроизвольной (схема 6).

В реальной деятельности разные виды памяти тесно переплетены и постоянно взаимодействуют. При этом доля представленности в процессах памяти природных и культурных механизмов различна. Кратковременная, непосредственная, непроизвольная память совершается в значительной степени благодаря природными механизмам; долговременная, опосредованная, произвольная – благодаря природным и культурным механизмам.

Результативную сторону памяти характеризуют процессы запоминания, сохранения, забывания, узнавания и воспроизведения.

Запоминание. Характер запечатления, его сила, яркость и четкость зависят, с одной стороны, от особенностей воздействия отражаемых человеком предметов и явлений, а с другой – от характера запоминания и психологического состояния человека, т. е. от его активности.

Схема 6. Виды памяти

Исследования показывают, что для облегчения запоминания, увеличения объема памяти важнейшее значение имеет рациональное преобразование исходного, чаще всего это переход на более крупные оперативные единицы памяти. Для того чтобы перегруппировка материала была более успешной, необходимо помнить:

– в определенных условиях переход на укрупненные оперативные единицы памяти оказывается выгодным, ибо позволяет сократить количество символов в запоминаемом материале без увеличения количества информации;

– для облегчения запоминания важное значение имеет нахождение в запоминаемом сообщении избыточной информации;

– в качестве способов сокращения информации, кроме группировки, можно выделить приемы классификации, перекодирования, схематизации, структурирования, систематизации, поиска аналогий запоминаний информации.

Большу́ю роль при запоминании играет установка на определенный результат, например направленность на прочность запоминания. Экспериментально доказано, что если перед человеком ставится задача запомнить материал на короткий срок или надолго, то во втором случае материал хранится более длительное время, чем в первом.

Считается, что память сохраняет прошлый опыт. В действительности память обращена в будущее. Успешность запоминания в значительной степени зависит от характера планирования предстоящей деятельности, от умений субъекта прогнозировать, т. е. антиципировать возможные события. Эксперименты показывают, что объем и точность запоминания зависят не только от того, что человек совершил, но и от того, что он предполагает делать в будущем. Программы будущих действий человека, его предсказания образуют своего рода систему координат, относительно которой происходят контроль, коррекция и оценка происходящих событий. Система ориентиров, т. е. совокупность наиболее принципиальных моментов для данного субъекта или данной деятельности, запоминается в первую очередь и служит канвой для эффективного запоминания. Таким образом, успешность запоминания зависит от того, как человек обрабатывает информацию (какие мнемические приемы использует) и как реализует этот процесс (каким образом планирует, контролирует, корректирует и оценивает свои действия).

Сохранение и забывание – противоположные процессы, характеризующие вероятность извлечения информации из памяти. О сохранении говорят в тех случаях, когда хотят подчеркнуть долговременное удержание воспринятой информации в скрытом состоянии. Эффективность сохранения зависит от уровня развития способов запоминания и проявляется через отсутствие забывания. Чем выше эффективность сохранения, тем меньше вероятность забывания. Эксперименты показывают, что потеря информации в первые часы после запоминания составляет около двух третей от первоначального объема; усвоенная информация наиболее значительно уменьшается за первые девять часов: со 100% до 30–35%.

В психологии памяти выделяют четыре вида забывания:

• потеря информации из-за того, что она не используется;

• потеря информации в результате интерференции (проактивной и ретроактивной);

• забывание, обусловленное переструктурированием информации;

• забывание, обусловленное внешней по отношению к памяти регуляцией (мотивами, эмоциями, личностными смыслами, состоянием Я-концепции личности).

Причиной первого вида забывания является "стирание следов" в первой системе. Второй вид обусловлен действием закона индукции нервных процессов (отрицательной индукцией, т. е. развитием процесса торможения под влиянием возбуждения). Причиной и первого, и второго видов забывания является слабость природных механизмов памяти.

Проактивная интерференция возникает как результат влияния предшествующей деятельности на последующую (информация, сохраненная во время деятельности, которая уже закончена, мешает запоминанию новой информации). Ретроактивная интерференция – это отрицательное влияние последующей деятельности на предстоящую (новая информация как бы подавляет старую).

Третий вид забывания характеризуется тем, что элементы заученной структуры стали позднее компонентами других функциональных систем и вследствие этого выпали из первоначальной структуры. Иначе говоря, забывание может произойти не столько потому, что связь А–В не повторялась, сколько потому, что за это время образовались связи А–С и В–Д, что привело к выходу элементов А и В из первичного функционального образования. Этот вид забывания можно рассматривать как конкретизацию процессов ретроактивного торможения. Его причиной является недоразвитость процессов обработки запоминаемой информации, т. е. операционных механизмов памяти.

Четвертый вид забывания выражается в том, что информация перемещается из сознания в бессознательные или неосознаваемые уровня психического отражения. Как правило, исключается (вытесняется) тот материал, который противоречит эмоциям, личностным смыслам, мотивам, Я-концепции личности (например, человек забывает то, что ему неприятно; то, что снижает его самооценку). Причиной четвертого вида забывания являются регулирующие механизмы памяти.

Воспроизведение – процессы извлечения информации из памяти, процессы восстановления и реконструкции ранее запомненного материала. В тех случаях, когда информация извлекается в образной форме, эти процессы называются представлением. Эксперименты показывают, что воспроизведение – это не механическая калька запомненного, а сложный процесс, включающий преобразование информации. Выделяют сознательное, неосознаваемое (относительно неосознаваемое) и бессознательное преобразование информации. На характер реконструкции информации могут оказывать влияние профессиональные знания субъекта, уровень развития и тип его интеллекта, возрастные, половые и этнопсихологические особенности. Принципиальным моментом, определяющим характер искажений оригинала, является цель деятельности, цель воспроизведения. Экспериментально показано, что минимальная трансформация цели субъектом деятельности (уточнение цели), обозначенная руководителем, влечет за собой минимальные преобразования оригинала. В тех случаях, когда субъект не просто принял, уточнил или конкретизировал цель, а переформулировал ее, происходит значительная трансформация оригинала, привнесение в материал различного рода информации. Характер привнесенный информации детерминирован личностными тенденциями субъекта деятельности. В тех видах деятельности, где выводы основываются на свидетельских показаниях (судебно-следственная деятельность, журналистская и т. д.), необходимо учитывать то обстоятельство, что субъект почти всегда (сознательно или бессознательно) видоизменяет оригинал. Трансформация оригинала субъектом деятельности – это своего рода подгонка материала под себя.

Узнавание – процесс опознания воспринимаемого объекта как такового, который уже известен субъекту, но воспроизведение было затруднено. В основе узнавания лежат процессы сличения наличного восприятия со следами, хранившимися в памяти. Узнавание – это процесс взаимодействия восприятия и памяти.

Результативную сторону памяти характеризуют следующие показатели:

• производительность: количество заполненного и воспроизведенного материала (объем памяти); скорость запоминания и воспроизведения;

• качество памяти; точность запоминания и воспроизведения;

• надежность: прочность, вероятность быстрого и точного запоминания и воспроизведения.

Эффективность памяти, т. е. выраженность указанных показателей, предопределяют следующие факторы.

Характер запоминаемого материала: объем; структурированность; новизна и привычность; однородность и неоднородность.

Если число запоминаемых элементов превышает объем восприятия (7 ± 2 единицы), то число проб, необходимых для научения, резко возрастает. Из этого следует, что количество материала, с которым работает субъект, не должно превышать верхней границы – 9 единиц. В противном случает резко возрастает количество ошибочных действий работника. Хорошо структурированный материал (в котором отчетливо представлены элементы и связи между ними: главное и второстепенное, актуальное и менее актуальное) запоминается и воспроизводится быстрее, полнее и точнее. Если материал расположен в ряд, то прочнее запоминается информация, находящаяся в начале и конце ряда.

Если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то разнородные элементы сохраняются в памяти лучше, чем однородные.

Кроме того, любое новое слово (новая информация), появившееся среди привычной информации, запоминается быстрее, точнее и надежнее. Тот же самый эффект распространяется и на привычную информацию, если она окружена непонятным материалом. В этом случае вероятность запоминания и воспроизведения привычной информации резко возрастает.

Связи запоминаемого материала с мотивами, личностными смыслами, эмоциями, Я-концепцией субъекта деятельности, а также с возрастными, половыми, профессиональными и этнопсихологическими особенностями человека. Информация, затрагивающая актуальное состояние мотивационной сферы личности, имеющая личностный смысл, запоминается полнее и надежнее. Эмоционально окрашенный материал (вызывающий положительные или отрицательные эмоции) запоминается и воспроизводится быстрее, полнее и надежнее.

Характер взаимодействия субъекта деятельности с материалом. Чем значительнее степень взаимодействия человека с той или иной информацией, тем выше вероятность точного и полного запоминания и воспроизведения ее. Экспериментально показано, что профессионал помнит не только результаты деятельности, но и этапы, особенности, нюансы того или иного процесса. Эта закономерность распространяется практически на любые виды деятельности.

Наибольшую сохранность в памяти приобретают прерванные (незавершенные) действия. Другими словами, если деятельность завершена, достигла определенного результата, то вероятность забывания той или иной информации, связанной с этой деятельностью, увеличивается.

Уровень развития природных и культурных (функциональных, операционных и регулирующих) механизмов памяти. Чем выше уровень развития функциональных, операционных и регулирующих механизмов памяти, тем значительнее вероятность успешного запоминания и воспроизведения любого материала (большого объема, незнакомого, плохо структурированного, неинтересного и непонятного). Профессиональная память отличается тем, что субъект деятельности способен проявить максимальную активность в отношении профессионально-важной информации. В этом случае работник сознательно управляет процессами организации индивидуального опыта.