Память как ансамбль мнемических систем

Идея представления памяти в форме совокупности взаимосвязанных структурных блоков восходит к В. Джеймсу (1890). Он ввел разделение на первичную (совпадающую с ОГЛАВЛЕНИЕм сознания в данный момент) и вторичную (содержащую весь прошлый опыт субъекта) память. В настоящее время различные подсистемы памяти принято выделять на основании ряда аргументов.

1. Выделение различных подсистем необходимо в том случае, если установлено, что стоящие перед ними задачи предъявляют взаимоисключающие требования. Например, выполнение двигательного навыка требует автоматизма, а создание личной истории – рефлексивной, осознанной работы с опытом (дихотомия процедурной – декларативной памяти).

2. О различных подсистемах говорят в том случае, когда удается установить, что в клинической практике наблюдаются расстройства памяти, которые заключаются в избирательном поражении одной функции памяти при относительной сохранности другой. Например, при синдроме Милнер больной способен адекватно использовать заученный до начала развития заболевания материал, но испытывает значительные трудности при извлечении вновь поступающей информации (дихотомия кратковременной – долговременной памяти).

3. Считается, что в процессе воспоминания происходит обращение к различным системам памяти тогда, когда удается избирательно манипулировать одним из процессов памяти, не оказывая влияния на другой. Например, создание у испытуемого при воспроизведении материала состояния аналогичного тому, в котором он находился в момент запечатления, повышает эффективность воспроизведения для информации, связанной с конкретной ситуацией (например, заучивание списка слов) и не влияет на воспроизведение значения слов (дихотомия семантической – эпизодической памяти).

4. Системы памяти также разделяют по способу репрезентации информации и соответственно характеру допускаемых ошибок. Например, преимущественные ошибки по созвучию при немедленном воспроизведении сменяются ошибками по значению при отсроченном воспроизведении (дихотомия кратковременной – долговременной памяти). Еще одной иллюстрацией данного критерия является тот факт, что больные, страдающие синдромом Паркинсона, допускают ошибки при выполнении заданий, которые требуют использования ранее заученных правил, в то время как пациенты с синдромом Альцгеймера не могут справиться с заданиями, включающими точное воспроизведение материала (дихотомия процедурной – декларативной памяти).

5. В более общем виде говорят о специфических закономерностях функционирования различных подсистем памяти. Так, полный детальный "слепок" поступающей стимуляции сохраняется в течение долей секунды, тогда как распознанная информация может удерживаться в сознании достаточно долго путем повторения (дихотомия сенсорного регистра – кратковременной памяти).

6. Современные методы визуализации активности мозга позволяют фиксировать вовлеченность различных нейронных конфигураций в различные мнемические задачи. Например, при воспроизведении информации, касающейся личного прошлого вспоминающего, активность фиксируется в правых височных долях коры больших полушарий, а при воспроизведении нейтральных к личности вспоминающего знаний, активность фиксируется в левых височных долях (дихотомия семантической – автобиографической памяти).

Современная многокомпонентная модель памяти представляет собой крайне сложную конфигурацию взаимодействующих подсистем, которые обеспечивают выполнение всех основных функций памяти: фиксацию, переработку и воспроизведение мнемических содержаний в поведении и сознании. В современных структурных моделях памяти выделяют следующие блоки (подсистемы): 1) сенсорный регистр: 2) рабочая память; 3) долговременная память, которая, в свою очередь, подразделяется на несколько связанных подсистем (процедурную и декларативную, включающую в себя эпизодическую, семантическую и автобиографическую).