Памятка для составления развернутого плана

- внимательно прочтите предложенную тему и вспомните ОГЛАВЛЕНИЕ соответствующего раздела обществоведческого курса;

- разделите ОГЛАВЛЕНИЕ на смысловые блоки, выделяя главную мысль каждого из них;

— озаглавьте части;

определите те части, которые необходимо дополнить, конкретизировать;

- подпункты плана должны раскрывать главную мысль пункта;

- формулировка пунктов плана должна быть корректной;

— в пунктах и подпунктах избегайте повторения сходных формулировок;

важно, чтобы план соответствовал заданной теме и охватывал ее основное ОГЛАВЛЕНИЕ.

Наиболее сложным заданием ЕГЭ является написание эссе. Данное задание предполагает проверку умений учащихся выявлять проблему, аргументировать свою точку зрения, применяя знания из истории, литературы, современной действительности; владение учащихся базовыми понятиями, терминами, теоретическим материалом курса. Как известно, темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры. В отдельных случаях высказывания имеют афористический характер. Каждая тема-высказывание условно соотносится с одной из базовых наук обществоведческого курса, однако выпускники вправе раскрывать ее в контексте любой общественной науки или нескольких наук.

Целесообразно, прежде чем приступать к написанию эссе, обдумать тему по следующему плану:

1) следует вчитаться в формулировку предложенных на экзамене тем и задать себе вопрос, а в чем смысл высказывания?

2) понятна ли мне проблема, высказанная автором?

3) каково мое отношение к мнению автора? Согласен ли я с автором? Или согласен не во всем? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?

4) смогу ли я аргументировать, обосновать собственную точку зрения на авторскую позицию?

5) какие обществоведческие термины, понятия нужны для обоснования позиции на теоретическом уровне?

6) какие примеры из истории, литературы, факты из общественной жизни, возможно, из своего опыта, я смогу привести в работе по выбранной теме?

Если удалось обдумать тему и найти ответы на эти вопросы, то следует приступать к написанию эссе по выбранной теме. Если же выпускник затрудняется ответить на данные вопросы, возможно, лучше сменить тему на другую.

После выбора темы следует обратиться к черновику. Полностью писать на черновик эссе не нужно. На черновике выпускник делает только план своего эссе, примерные краткие наброски смысла фразы, своей аргументации, точек зрения ученых, понятий и теоретических положений, которые он собирается приводить в своей работе, а также примерный порядок их расположения друг за другом с учетом смысловой логики эссе.

Структура эссе по обществознанию предполагает:

1) цитаты;

2) проблему, поднятую автором, ее актуальность;

3) смысл высказывания;

4) собственную точку зрения;

5) аргументацию на теоретическом уровне;

6) не менее двух примеров из социальной практики, из истории, литературы, подтверждающих верность высказанных суждений;

7) вывод.

Алгоритм написания эссе по обществознанию

Точно определить проблему, о которой говорится в высказывании. О чем оно?

"В высказывании автор поднимает проблему..."

Пояснить, почему из предложенных высказываний ты выбрал именно это:

"Данная проблема актуальна в современном обществе..."

"Данная проблема актуальна для меня..."

Объяснить, как понимает данную проблему автор.

"Автор понимает данную проблему..."

Выразить твое отношение к проблеме:

"Я полностью согласен с автором..."

"Я не согласен с автором..."

"Я частично согласен с автором..."

Сформулировать свою точку зрения по данной проблеме: "Я считаю, что..."

Аргументировать свою точку зрения, опираясь на владение ОГЛАВЛЕНИЕм знания по данной проблеме, на точку зрения известных тебе авторов, на приведенный тобой пример, на собственный социальный опыт или опыт своего ближайшего окружения. Употреблять понятия и термины в нужном контексте:

"В обществознании данная проблема рассматривается..."

"Как считает..."

"На приведенном примере видно..."

"Я (мой друг) сталкивался с данной проблемой..."

Сделать вывод:

"Таким образом,..."