Лекция 9. Память

Проблема памяти является ровесницей психологии как науки.

П.Л. Блонский

Душа все равно что память.

Блаженный Августин

Понятие памяти

Память - это мыслительный процесс, включающий в себя запись, хранение, извлечение и забывание информации. Писатель А. Чейз определял память как процесс субъективного отбора информации: "Память - это то, с помощью чего мы забываем". Его парадоксальное утверждение указывает на роль воли и сознания человека в выборе информации для кратко- или долговременного хранения.

Роль памяти в жизни человека чрезвычайно велика. Состояние памяти почти всегда отражает общее состояние умственной активности. Плохая память означает прежде всего, что человеком не используется в должной мере его интеллектуальный потенциал. Доказано, что тренировка памяти всегда влияет на скорость и остроту мышления и, наоборот, развитие абстрактно-логического мышления, приводит к улучшению памяти. И.М. Сеченов писал: "Учение о коренных условиях памяти есть учение о силе, сплачивающей, склеивающей всякое предыдущее со всяким последующим. Таким образом, деятельность памяти охватывает собой все психические процессы".

Память определяется работой всего мозга, но в первую очередь это биологический феномен, обусловленный деятельностью органов чувств. С тех пор как в XIX в. в процессе своих исследований французский ученый Поль Брока сформулировал теорию функциональной локализации, всеми признается, что структуры, ответственные за память, размещаются в разных участках головного мозга - в зависимости от того, на каких реакциях организма (чувственных или эмоциональных) она основана. С точки зрения анатомии за память отвечают кора головного мозга, разделенная на различные зоны в соответствии с различными способами чувственного восприятия и различными моторными функциями организма, лимбическая система и мозжечок. Но основная часть нейрофизиологической деятельности, определяющей работу памяти, происходит в гиппокампе, в височной доле каждого из полушарий. Если эта область повреждена на одной стороне мозга, процессы запоминания еще могут протекать, хотя и с некоторыми нарушениями. Но при двустороннем нарушении способность сознания к записи и хранению информации пропадает. Это может произойти в результате физической травмы или в связи с дефицитом нейрохимических веществ, как, например, в случае таких поражающих мозг заболеваний, как болезнь Альцгеймера.

Работа памяти определяется деятельностью нервных клеток, или нейронов, связанных в мозге между собой. Сигналы от одного нейрона к другому передают особые вещества (нейромедиаторы) - например ацетилхолин, который в большом количестве содержится в гиппокампе. Нехватка ацетилхолина в мозге равнозначна нехватке бензина в машине. В этом случае пропадает способность к усвоению знаний и функционирует лишь спонтанная память, основанная на чувственных реакциях организма.

Замедление метаболических процессов головного мозга, сопутствующее старению, - это хорошо известный и важный нейрохимический феномен. Метаболические процессы организма включают в себя окисление глюкозы и жиров для получения энергии, часть которой расходуется на синтез ацетилхолина в мозге. Одним из возможных последствий недостатка ацетилхолина и других нейромедиаторов может явиться торможение мыслительных процессов, наносящих ущерб памяти: у человека наблюдается несколько замедленная реакция на внешние сигналы как во время записи информации в мозг, так и во время извлечения ее из памяти. Если с возрастом вы заметили снижение умственной активности, что вызвало ухудшение памяти, не нужно нервничать по этому поводу, вы должны научиться новым стратегиям мышления, облегчающим и ускоряющим извлечение информации из памяти.