Память

На практике люди очень часто сталкиваются с тем, что их подводит память. Особенно сильно это проявляется у пожилых; у тех, кто перенес травму мозга, психологический стресс; кто обладает повышенной активностью и бурным темпераментом; или тех, кто находится в состоянии измененного сознания, например под воздействием алкоголя. Несмотря на то, что причины забывания информации в перечисленных случаях существенно различаются, сам факт забывания информации оказывает чаще всего неблагоприятное воздействие на поведение и деятельность человека. При этом родители, например, часто не помнят, какими были их дети в детстве, а дети не помнят, какими были их родители, когда они были маленькими.

Здесь интересно познакомиться с исследованиями психолога Элизабет Лофтус. Ее знаменитый эксперимент, известный в литературе под названием "Случай в шопинг-центре", показал, что память человека является неадекватным отражением его собственной жизни. В исследовании экспериментатор вместе с родителями девушки рассказывали ей, как она однажды "потерялась в супермаркете", и убедили ее в том, что это правда, хотя реально такого случая никогда не было. После таких бесед девушка была уверена, что это с ней произошло в реальности, и даже эмоционально и убежденно описывала многочисленные детали происшествия другим людям.

Подобные факты обнаруживаются в исследованиях так называемой социальной памяти. Французские ученые С. Московичи, Д. Жодле и др. экспериментально доказали, что память отдельных людей недостоверна. Более того, память больших групп людей (например, с определенными политическими убеждениями) и даже историческая память населения стран (а может, и всего человечества) во многом является набором заблуждений, ошибок, мифов и искаженного представления об исторических событиях[1].

Основными психологическими механизмами памяти, по мнению большинства психологов, являются запечатление, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание. Основные виды памяти выделяют либо по типу анализатора или выполняемой деятельности (слуховая, обонятельная, тактильная), либо по времени и форме сохранения усвоенного материала. В связи с этим выделяют память двигательную, эмоциональную, ассоциативно-образную, словесно-логическую, а также произвольную и непроизвольную, кратковременную и долговременную, оперативную и др. В психологии памяти разработано несколько теорий забывания, например теории угасания, конвергенции и др.

Многие психологи полагают, что ассоциативное запоминание основано на трех типах ассоциаций, т.е. типах мысленного соединения образов запоминаемых объектов: 1) по смежности во времени и пространстве; 2) сходству; 3) контрасту. Иногда говорят еще о причинно-следственных

ассоциациях, но этот вопрос является дискуссионным, поскольку природа логического вывода вряд ли может быть описана механизмом ассоциации. На важную роль ассоциаций в психической деятельности обращали внимание практически все крупные психологи.

Ассоциации использовались как теоретический объяснительный принцип мышления (Аристотель), научный, исследовательский метод (В. Вундт), психоаналитическая (3. Фрейд) или психодиагностическая техника (Т. Дембо, С. Л. Рубинштейн), мнемотехника (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия), психотерапевтическая практика (С. С. Корсаков, П. Б. Ганнушкин), метод психологического воздействия в рекламе и маркетинге (Дж. Траут, М. Линдстром, Дж. Залтман), метод психологического воздействия в бизнесе (Р. Бендлер, Дж. Гриндер).

Однако природа ассоциаций на уровне мозга не изучена, хотя она явно не может быть сведена к простым условным рефлексам. Очень сложная проблема заключается в том, почему человеку в разное время суток приходят именно те, а не другие ассоциации (реминисценции, персеверации и пр.), и как при решении мыслительной задачи среди прочих ассоциаций на ум приходят именно те, которые нужны для ее решения.

В 1880-е гг. немецкий психолог Герман Эббингауз предложил метод, с помощью которого можно было изучить так называемую чистую память, которая не связана с другими психическими процессами человека, например мышлением, вниманием и мотивацией. Метод заключался в запоминании бессмысленной информации (цифры, буквы, слоги). В условиях своих экспериментов Эббингауз выявил несколько закономерностей. Например, он описал так называемый аффект края, суть которого состоит в том, что человек лучше запоминает то, что находится в начале и в конце предлагаемой ему для запоминания информации. В результате исследований Эббингауз построил график, который стали назвать кривой забывания (рис. 5.22).

Рис. 5.22. Кривая забывания Г. Эббингауза

Эффективность памяти обычно оценивают на основе таких характеристик, как объем памяти, скорость и точность воспроизведения информации и др. В процессе исследований было также установлено, что эффективность запоминания зависит от мотивации человека. Кроме того, многие психологи подчеркивали, что именно благодаря памяти сохраняется целостность человеческой личности, "Я" человека.

Изучая память, психологи обнаружили ряд интересных феноменов, которые нередко успешно используются на практике. Так, российский психолог Блюма Вульфовна Зейгарник, ученица Курта Левина, еще в 1927 г. обнаружила явление, которое ныне находит широкое применение в маркетинговых коммуникациях, например, чтобы улучшить запоминаемость рекламы. Исследования показали, что незавершенные или прерванные действия запоминаются человеком намного лучше, чем те, которые ему удалось своевременно завершить. Сегодня такой прием используется при проведении рекламной кампании, когда покупателям обычно предоставляют лишь часть информации, которая может быть им интересна, а затем предлагают следить за рекламой, которая появится позже. В этом случае потенциальный покупатель чаще запоминает то, что в его сознании не получило завершения. Здесь также усиливается мотивация, появляется некий дополнительный интерес к ситуации. Рекламисты размещают на билборде изображение нового товара, части которого на фотографии закрыты какими-то предметами, а через несколько дней на том же месте появляется аналогичный билборд, где товар представлен уже полностью.

Б. Ф. Зейгарник экспериментально установила, что отношение воспроизведенных незаконченных действий (ВН) к воспроизведенным закопченным действиям (ВЗ), как правило, равняется 1,9, т.е. незавершенные действия в экспериментах испытуемые вспоминали на 90% чаще завершенных.

Пример

Существует достаточно много приемов запоминания информации с применением специальной ассоциативной техники, которую называют мнемотехникой, или мнемоникой. Один из наиболее интересных и легких методов запоминания называется методом Цицерона. Попросите ваших знакомых написать на листе бумаги 20–30 слов. Лучше, если эго будут только существительные. Попросите, чтобы в списке было поменьше абстрактных понятий. Теперь представьте себе свою комнату, или путь от дома до учебы либо работы, или что-нибудь другое, обладающее протяженностью в пространстве. Если вы способны по памяти воспроизвести образы вещей или мебели в комнате или объекты на улице (по вашему выбору) и четко и однозначно припомнить, где именно в реальности они расположены, то считайте, что процесс мнемотехнического запоминания наполовину уже выполнен. Теперь мысленно расставляйте слова-предметы из списка на пути вашего следования, соблюдая простые правила.

1. Если предмет-слово из списка большой (слон, самолет и пр.), то представьте его маленьким (игрушечный слон, модель самолета). Если предмет-слово из списка маленький (микроб, муравей и пр.), то представьте их размерами со слона или лошадь.

2. Мысленно расставляйте предметы-слова но ходу движения так, чтобы один обязательно следовал за друг им и четко соблюдалась их последовательность, иначе при воспроизведении по памяти предложенного списка вы будете путать очередность предметов-слов.

3. Расставляйте предметы-слова так, чтобы они вам "мешали" мысленно проходить выбранный путь от точки до точки, мысленно "разрушайте" объекты на вашем маршруте: чем больше необычного, странного или как-то иначе привлекающего внимания в используемом вами образе, тем лучше.

4. Если предмет-слово из списка обозначает абстрактное понятие (монополия, цивилизация и пр.) "записывайте" это слово какой-нибудь яркой краской на асфальте, заборе, стене вашего образа по ходу движения. Чем эпатажнее складывающийся новый синтетический образ, тем лучше для запоминания. Пусть новый образ будет неприличным, ужасным, нереалистичным и т.п. – это неважно. Ведь все делается в вашей голове, и никто этого никогда не узнает!

В заключение повторите несколько раз последовательность предметов-слов из списка, расположенных по пути вашего следования, и назовите их вашим знакомым сначала в прямом, а затем в обратном порядке. Получилось? – это не фокус, а законы опосредованного запоминания, законы человеческой психики. Точно так же вы можете запоминать и цифры, однако сначала вам придется каждую цифру представить в виде динамичных образов (единица – "дядя Степа", двойка – "змея", тройка – "три поросенка" и пр.). Посте некоторой тренировки вы сможете запоминать и воспроизводить слова и цифры совершенно свободно, поражая воображение тех своих товарищей, которые никогда не изучали психологию и не знают, что такое опосредованное запоминание – мнемотехника, мнемоника (рис. 5.23).

Рис. 5.23. Студентка факультета социологии и политологии Финансового университета при Правительстве РФ Мальсагова Карина может воспроизвести по памяти 50-значное число, используя принципы мнемотехники, которые студенты изучают на семинарах по общей психологии (время запоминания составляет от 4 до 7 минут)

Ассоциации и ассоциативную память начали изучать много столетий назад, однако они по-прежнему представляют значительный интерес для различных отраслей и прикладных направлений психологической науки. Например, задачей рекламы является установление прочных и однозначных связей между желаниями потребителя и способами удовлетворения этих потребностей конкретными товарами и услугами. В частности, такое опосредствованное ассоциативное запоминание стало применяться в рекламе для того, чтобы помочь потребителям лучше запоминать полезную рекламную информацию (рис. 5.24).

Рис. 5.24. Реклама банка А

Расположение офисов банка дано на фоне станций московского метро, т.е. использован типичный прием мнемотехники, облегчающей запоминание