О некоторых особенностях российской безработицы

Формирование российской безработицы (регистрация ее началась в 1992 г.) не вполне соответствует теории перехода к рыночным отношениям, согласно которой безработица в период реформирования экономики должна расти в результате приватизации, развития конкуренции, демонополизации, повышения эффективности производства, перехода скрытой безработицы в открытую. В России перечисленные процессы не оказали существенного влияния на рынок труда.

Важной характеристикой российской безработицы являются значительные масштабы скрытой безработицы. Из-за отсутствия в пашей стране официальных методик подсчета числа рабочих мест, не отвечающих критерию полноценных по оплате и продолжительности рабочего времени, можно лишь приблизительно оценивать масштабы скрытой безработицы, используя для этого такие показатели, как доля переведенных на сокращенный график работы и отправленных в административные отпуска без сохранения заработной платы.

Продолжавшийся с начала 90-х гг. XX в. до 1998 г. спад производства не вызвал адекватного сокращения занятости. Испытывавшие финансовые затруднения предприятия предпочитали сдерживать рост заработной платы и сокращать вакансии, но не работников, переводить работников на неполный рабочий день и отправлять в вынужденные отпуска, избегая массовых увольнений. По данным статистической отчетности крупных и средних предприятий, доля работников, находившихся в административных отпусках, в 1996 г. составила около 16%, а в 1998 г. - около 11% занятых. Еще соответственно 7 и 10% работников работали в режиме неполного рабочего времени. Таким образом, по этим индикаторам доля скрытой безработицы составила в 1996 г. около 23%, а в 1998 г. - около 21% занятых в экономике. С 1999 г. происходило некоторое сокращение масштабов скрытой безработицы, связанное с оживлением в экономике, хотя ее уровень оставался весьма внушительным. На конец 2005 г., по оценкам Роструда, в ряде регионов он достигал 20% занятого населения. В мае 2012 г. количество вынужденных отпускников и работающих неполное время составило 877,7 тыс. чел. (при общей численности официально зарегистрированных безработных на этот момент 1 млн 185 тыс. чел.). Можно по-разному относиться к наличию столь значительной скрытой безработицы, но нельзя не признать, что она является менее разрушительной формой, чем застойная. А именно она реально угрожала бы тем, кто может быть высвобожден в процессе сокращения "избыточной" численности занятых.

Не менее важна для формирования структуры безработных тенденция к увеличению числа продолжительное время не имеющих работы и их доли в общей численности безработных. Если на 1 сентября 1993 г. удельный вес безработных, не сумевших трудоустроиться более восьми месяцев, составлял 7%, то к концу 1990-х гг. он вырос почти до 35%, т.е. почти в 5 раз, а их число за тот же период времени возросло почти в 17 раз (для сравнения: общее число зарегистрированных безработных за тот же период увеличилось примерно в 3 раза).

При этом нужно учесть, что принятый в тот период в нашей стране критерий отнесения к длительной безработице (более восьми месяцев) искусственно занижал подлинные масштабы этой формы безработицы. Ведь ее разрушительные последствия связаны не только с прекращением выплаты пособия и ощущаются раньше, чем истечет установленный законом срок, по крайней мере, уже через полгода.

Если же воспользоваться полугодовым критерием, то доля длительно безработных в общей структуре безработных, оцениваемых по методике МОТ, составляла в первые годы нового века около 60%. В дальнейшем она несколько снизилась, оставаясь при этом очень высокой: в сентябре 2012 г. она составляла 45,1% (причем доля не имевших работы более года устойчиво держится на отметке около 30%), а средняя продолжительность поиска работы - 7 мес.