От авторов

Основополагающей дисциплиной в профессиональной подготовке студентов-историков является курс истории России с древнейших времен до наших дней. Традиционно он занимает несколько семестров и разбивается на три части: история древности, Средневековья и раннего Нового времени (до конца XVII в.), история России в Новое время (XVIII – начало XX в.) и новейшая история России в XX–XXI вв.

Вниманию читателя предлагается учебник по истории России с древнейших времен до конца XVII в., предназначенный для студентов-бакалавров исторических факультетов высших учебных заведений (направление подготовки высшего образования бакалавриата – 46.03.01 "История", код направления утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. № 1061 (старый код 030600)).

Учебник основан на следующих принципах.

1. Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 16 декабря 2009 г. № 732 (в ред. приказа № 1975 от 31 мая 2011 г.) по направлению "История", квалификация "бакалавр", и примерной программе учебной дисциплины "История России (до XX века)", приведенной в Основной образовательной программе высшего профессионального образования по направлению "История", утвержденному приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337 (в ред. от 5 июля 2011 г.) "Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования".

2. Единая структура подачи материала. Весь курс изложен по единой схеме. Задана сетка вопросов, которые авторы учебника считают ключевыми для понимания отечественной истории. Благодаря этому студент может в динамике проследить развитие государственных и социальных институтов, отношений церкви и общества, русского города и деревни, культуры от Средневековья до раннего Нового времени. Формируется определенная матрица восприятия и усвоения материала, стандартизация его подачи, что способствует обретению необходимых компетенций.

3. Многоуровневость подачи материала. Текст, выделенный знаком , является обязательным для усвоения темы. Главным образом это выводы и определения. Основной текст – базовый материал для изучения, его достаточно для освоения дисциплины на базовом уровне бакалавриата. Знаками и обозначены дополнительные материалы, которые помогут обучению на более продвинутом уровне. Это обзор мнений ученых и специальные справки по конкретным вопросам.

На портале biblio-online.ru размещена расширенная версия учебника. Она содержит изложение материала на углубленном уровне. Усвоение всех этих сведений позволит изучить материал на уровне так называемого продвинутого бакалавриата. В электронной версии значительно расширен историографический компонент, приводится гораздо больше исторических справок, материал излагается более подробно.

4. Обязательность практического компонента обучения. Электронная версия курса содержит хрестоматию, различные учебные задания, тесты, задачи, которые можно использовать для семинарских и практических занятий и организации самостоятельной работы студента. Приводится подробная тематическая библиография. Дискуссионным проблемам посвящены обширные выдержки из научных работ ведущих исследователей. Их изучение вместе с выполнением всех заданий даст высший уровень усвоения дисциплины. Кроме того, предлагаются многочисленные практические задания (составление хронологических таблиц, библиографических справок, выполнение аналитических заданий, работа с текстами хрестоматии и т.д.). Благодаря подобной подаче материала получается не просто учебник, а целый учебно-методический комплекс.

5. Мультимедийность обучения. В электронной версии учебника размещены карты и иллюстративные материалы, которые могут быть использованы для лекционных курсов, семинарских и практических занятий.

Таким образом, намечено три уровня усвоения материала: базовый, продвинутый и высший. Данная схема является шагом к созданию учебника нового поколения, в котором будет предусмотрена возможность выбора между этими уровнями. Предлагаемое издание является переходным от традиционных учебников к учебникам нового поколения. В результате изучения курса "История России до конца XVII века" студент должен:

знать

• периодизацию, хронологические и территориальные рамки русской истории до конца XVII в. и отдельных се этапов и процессов;

• основные события русской истории до конца XVII в.;

• главные тенденции и процессы русской истории рассматриваемого времени;

• главных исторических деятелей указанного периода;

• "места памяти" русской истории до конца XVII в.;

уметь

• выявлять причинно-следственные связи событий русской истории;

• объяснить происхождение Русского государства и дать характеристику этапов его развития;

• охарактеризовать социально-экономическое развитие России на разных этапах;

• объяснить особенности геополитического положения, внешней политики России;

• дать характеристику роли церкви и духовной жизни русского общества на разных этапах его развития;

• охарактеризовать направления развития русской культуры;

• объяснить особенности формирования различных историографических позиций, особенности историографии по разным вопросам истории России;

владеть

• понятийно-терминологическим аппаратом, необходимым для изучения русской истории до конца XVII в.;

• основами сравнительного метода, критического анализа, генетического метода;

• навыками анализа источников (помещенных в хрестоматии ЭБС) и на их основе умением производить реконструкцию исторических событий;

• основами исторической эвристики;

• основами исторической библиографии, исторической географии, исторической хронологии применительно к истории России до конца XVII в.

Авторы учебника надеются, что он будет полезен и интересен не только студентам и преподавателям, но и всем интересующимся историей России.