От автора

В подготовке современного менеджера исключительно важную роль играет формирование установок на исследовательский подход к управлению. Он заключается в постоянном поиске совершенства управленческой деятельности, повышении ее качества и эффективности. Он зависит от развития способностей менеджеров к исследованиям. Эти способности должны формироваться в образовательном процессе. В этом и заключается назначение и цель специальной дисциплины "Исследование систем управления". Она должна входить в цикл общепрофессиональной подготовки менеджеров и предназначена для того, чтобы разбудить и развить у студента и слушателя творческие способности, перспективное мышление, вкус к исследовательской деятельности, мотивировать научный и новаторский подход к управлению, дать знания и навыки практического исследования управления, анализа существующих ситуаций, опирающегося на предвидение и понимание будущего.

Для этих целей необходим учебник особого типа, учитывающий всю совокупность тенденций развития современного образования, все возможности повышения его эффективности и качества, все факторы позитивных и негативных изменений, происходящих в социально-экономическом развитии.

Именно таким и задуман данный учебник. Отвечает ли он этим высоким требованиям? Судить вам, уважаемые читатели. Но мне хотелось бы, прежде чем перейти к построению и представлению учебного материала, дать некоторые пояснения, конкретизировать мое представление о современном учебнике и учебнике будущего (рис. A1, А2).

Во-первых, учебник должен быть ограничен определенным объемом. Это необходимо: а) для более ясного видения его логики; б) полноты проблематики; в) соответствия объему учебных часов, предусмотренных учебным планом; г) удобства использования в учебном процессе.

Во-вторых, стиль представления материала должен быть, по возможности, простым и ясным, четким и ритмичным. Но такой стиль не должен снижать глубины знаний и проблематичности материала. Он не является требованием представления только устоявшихся, а следовательно, во многом устаревших знаний.

В-третьих, он должен расширять возможности восприятия материала. Существует множество способов получения учебной информации: прослушивание аудиторной лекции, общение и консультации с педагогом, чтение учебной литературы, анализ визуализированной информации (схем, рисунков, формул и пр.), работа с компьютерной обучающей программой или с консультационно-оценочными тестами, обсуждение проблем в группе (кейс-стади), обмен идеями, знаниями и опытом в дискуссиях и деловых играх.

Рис. А1. Характеристики учебника нового поколения

Рис. А2. Преимущества визуализации учебного материала для менеджмента

Каждый из этих способов имеет преимущества. Эффект обучения достигается их органичным соединением и комбинацией. И это соединение определяется не только деятельностью педагога, но и всем учебно-методическим обеспечением процесса обучения.

Современный учебник, а тем более учебник будущего, должен обладать качествами вариабельности представления материала, мотивировать индивидуальный поиск наилучшего варианта получения знаний: текстовая информация, или информация, агрегированная в схемах и формулах, или комплексное использование и того и другого (как построить этот комплекс?); работа с книгой или с компьютерной программой обучения либо последовательное использование того и другого. Так возникает возможность индивидуального выбора технологии образования. Это большое преимущество.

В-четвертых, учебник должен не просто предоставлять знания, но будить мысль, развивать проблемное мышление, способствовать формированию профессиональных установок в виде убеждений, которые рождаются только в анализе реальных проблем и практическом подтверждении знаний, характеризуют практическую убедительность знаний и превращают их в рефлекторные установки профессионального сознания и профессиональной деятельности.

В соответствии с этими признаками в данном учебнике предусмотрены следующие свойства. Учебник имеет текстовую часть, где материал излагается традиционным способом. Но и здесь предусмотрено четкое выделение основных положений и определений, аргументаций, структурированное предложение учебного материала, которое дисциплинирует мысль, учит мыслить логично и четко. Каждый параграф предваряет проблематика, которая предназначена для предварительного обсуждения практических проблем темы, помогает освоению этих проблем на уровне здравого смысла, осознания их значимости и актуальности. Это лучшим образом подготовит обучающегося к последующему восприятию материала. Процесс обучения во многих своих чертах превратится в систематизацию и углубление знаний, корректировки и развития здравого смысла, понимание научного подхода к оценке проблемы и раскрытию ее содержания.

Второе свойство учебника – богатый иллюстративный материал. Все положения, представленные в тексте, систематизируются по принципам агрегирования информации, правилам ее систематизации, реализации логики рассуждений, представления обоснований. Текст проиллюстрирован схемами, которые являются не просто демонстрационным материалом или приложением, но дополнением к изложенному материалу. Они представляют собой иной методологический ключ освоения курса. Все положения здесь представлены с помощью определений, взаимосвязанных факторов, системы принципов, классификации свойств и параметров, тенденций объективных изменений.

Можно изучать курс только по схемам, если понять и освоить методологию такого обучения. Оно может быть весьма эффективным, ибо имеет множество достоинств. Среди них главными являются развитие способностей визуализированного и образного мышления, видение целостности и стремление к выделению главного, понимание связей в целостном представлении концепции. Такое обучение воспитывает чувство гармонии и развивает навыки проектного мышления, позволяет оценивать сочетание и соизмеримость факторов.

Важным компонентом учебника является глоссарий – система определений ключевых категорий. Он поможет обучающемуся овладеть терминологией курса. Конечно, определения даются и в самом тексте. Без этого невозможно построить изложение учебного материала. По нередко они утопают в рассуждениях и не концентрируют на себе внимание обучающегося. А появляясь вторично, скажем, в другой теме, они, если не запомнились, вызывают определенные трудности в восприятии материала. Искать их, возвращаясь в пройденный материал, уже сложно, а обращаясь к глоссарию, можно быстро восстановить в памяти определение этого термина и тем самым снять неопределенность.

Кроме того, на заключительном этапе освоения курса бывает весьма полезно "пройтись" по ключевым категориям. Ведь они являются несущей конструкцией всего курса, логическими звеньями его построения.

Структура, логика, язык и конструкция учебника позволяют легко превратить его в сценарий компьютерной программы обучения, которая не должна быть механическим перенесением текста учебника на экран компьютера, а должна строиться по собственным принципам, отражающим и особенности, и преимущества работы с компьютером в процессе обучения.

Компьютерное обучение, на использование которого ориентирован учебник, имеет свои недостатки и достоинства (рис. А3).

Рис. А3. Преимущества и недостатки компьютерных программ обучения

Рассмотрим сначала недостатки, которые влияют на формы, масштабы и способы использования компьютерного обучения в современной практике образования.

1. Отсутствие общения с преподавателем и психологии восприятия. Это лишает учебный процесс воспитательной составляющей, человеческой мотивации. Ученик хочет подражать учителю, радовать его своими успехами, ему необходимо чувство ответственности перед преподавателем.

2. Эмоциональная сухость и интеллектуальная жесткость процесса обучения. Эффективное восприятие материала всегда предполагает сочетание его понимания и переживания. Это одна из практических составляющих процесса обучения.

3. Отсутствие группового эффекта восприятия материала. В профессиональном становлении большую роль играют социальные факторы, поведение в группе.

4. Нередко при обучении по компьютерным программам наблюдается и потеря второстепенных, но необходимых положений концепции. Программа в большинстве случаев делает акцент на главном и не может оперативно учитывать частности и детали.

5. Контроль знаний в процессе обучения по компьютерным программам является жестким. Он, как правило, исключает оценки характеристик индивидуальности и, следовательно, не ориентирован на самопознание обучающегося. А это важный компонент процесса современного образования.

6. Компьютерные программы мотивируют чувство отчужденности и тем самым влияют на формирование определенных профессиональных качеств. Для специальности "Менеджмент" это очень важный фактор. Вся деятельность менеджера построена на искусстве приобщения, адаптации, воодушевления работников.

7. Компьютерные программы ограничивают возможности оперативного корректирования структуры знаний, обогащения концепции, ее адаптации к характеру группы обучающихся.

8. Не всегда в компьютерных программах возможно использовать практические примеры, полемические приемы мотивации и убеждения.

9. При чрезмерной работе с компьютером возникает угроза здоровью.

Однако эти недостатки компенсируются преимуществами компьютерных программ обучения.

1. Такие программы позволяют увидеть и понять логику построения курса, последовательного углубления материала, построения концепции. Это достигается посредством использования приема мультипликации в построении схем и всего визуализированного материала. Схема не возникает в готовом виде, а последовательно, с учетом ее назначения и смысла строится на экране. При этом возможно участие обучающегося в процессе построения схемы. Это важный элемент работы.

2. Положительным качеством является и визуальность восприятия материала. Замечено, что схематическая форма, а точнее, визуальная информация легче, быстрее и надежнее усваивается в процессе обучения. Оперирование образами повышает эффективность процесса обучения.

3. Компьютерная программа учит обучающегося четкости выражения мысли, определения категорий, логике мышления.

4. В технологии обучения с помощью компьютерных программ могут использоваться различные режимы работы. Например, входное, промежуточное и выходное тестирование, переход к новой теме только при положительной оценке знаний предыдущей темы, учет времени работы с материалом каждой темы и общего времени непрерывной работы на компьютере, выделение ключевых положений и возможность обращения в глоссарий, выбор программ по целям обучения.

5. Мотивирование и развитие системного мышления – также одна из особенностей компьютерных программ. Обучающийся находится постоянно в поле взаимодействий различных факторов и свойств, вынужден обдумывать характер этих взаимодействий. Компьютер дает не просто перечень принципов, функций и пр., как это часто делается в текстовом учебнике, а представляет их систему, взаимосвязь, полноту.

6. Компьютер повышает эффективность и объективность контроля усвоения учебного материала. Этому помогают тестовые программы, которые могут быть очень гибкими и позволяет осуществлять многокритериальную оценку: уровня знаний, их полноту, устойчивость, системность, практическую направленность и пр.

7. Важным фактором обучения является ритмичность образовательного процесса. И здесь компьютерные программы могут иметь определенное преимущество, оценивая ритмичность работы и давая рекомендации по ее достижению в виде консультационных советов. При больших перерывах можно выполнять дополнительные промежуточные тесты и по их результатам строить дальнейшую технологию обучения.

8. Компьютерные обучающие программы развивают навыки работы с компьютером. И это тоже большое благо в современных условиях информационного существования человека, повышения эффективности интеллектуальной деятельности.

9. Компьютерные образовательные программы при всей серьезности их целей могут включать в себя и игровые элементы, привлекающие обучающегося.

Неотъемлемой частью учебника являются тесты, которые можно использовать и для аналитической самооценки освоения курса. Они также легко могут быть оформлены в виде компьютерной программы, которая позволяет быстро, объективно и достаточно полно оценивать знания.

Предлагаемые в данном учебнике тесты можно рассматривать как практический пример составления теста, о котором идет речь в главе, посвященной специальным методам исследования систем управления.

Но главное назначение тестов – помочь обучающемуся дать самооценку освоению курса. Практика показывает, что очень часто у человека складывается ложное представление о собственных знаниях. Психология человека такова, что он склонен обольщаться собственными достижениями, опытом, знаниями. А инструментов достаточно точной оценки этого представления у него нет. Результаты экзамена, если они не очень высоки, его нередко шокируют. Он восклицает: "Я же учил!". Впрочем, бывает, что и высокие результаты его удивляют. При традиционных формах экзаменов всегда присутствуют элемент случайности, субъективный фактор, играет определенную роль психология общения с преподавателем. Все это часто искажает оценку. Кроме того, экзаменационная оценка не отражает полноту знаний, их системность, устойчивость, творческое использование. Экзамены обычно ориентированы на репродукцию знаний, а не на их использование в процессе анализа, выбора с учетом определенных нюансов. Бодрый голос и уверенное поведение иногда производят на преподавателя больший эффект, чем ОГЛАВЛЕНИЕ ответа.

Тест обладает рядом преимуществ. Главное из них – объективность и возможность самооценки тестируемым своих знаний. Вот почему мы решили в завершение курса дать тесты на оценку его освоения. В компьютерном варианте они позволяют сделать многокритериальную оценку знаний и давать рекомендации консультационного типа ("Обратите внимание на...").

Тесты, приведенные в данном учебнике, имеют многофункциональное назначение. Они и составлялись таким образом, чтобы их можно было использовать в различных вариантах подготовки современного менеджера. Назовем их основные функции.

1. С их помощью проводится контроль и оценка знаний в области организации исследования и определения путей и средств совершенствования управления.

2. На их основе можно проводить интеллектуально-деловую игру, развивающую практические навыки совершенствования управления. Здесь большое значение имеет педагогическое искусство преподавателя.

3. Тесты можно использовать в качестве консультационно-тренинговой программы, если представить их в компьютерном варианте.

4. Их использование предполагает возможность проведения обучающимся самостоятельной корректировки полученных знаний, их систематизации, уточнения и углубления.

5. Методология тестов включает функцию развития навыков определения главного в совокупности разнообразных суждений, реально существующих в области управления.

6. Тесты способствуют развитию диалектического мышления, показывая противоречивость суждений и степень их приближения к истине. Это облегчает понимание современных проблем управления.

7. Совокупность суждений, которые содержат тесты, могут использоваться в качестве материала для проведения дискуссий и организации продуктивной полемики, которая всегда способствует более глубокому пониманию проблем.

8. По результатам тестирования можно разрабатывать программы консультационной поддержки совершенствования управления.

9. Тесты можно использовать для оценки типа мышления, которое в значительной степени определяет успех менеджера в решении насущных проблем совершенствования управления. Для этого необходимо закодировать определенные вопросы и суждения по параметрам типологии мышления и установить критериальную основу оценки типа мышления.

Все свойства учебника в практике обучения следует использовать как взаимодополняющие друг друга. Это повышает эффективность освоения курса.

Учебник предназначен в первую очередь для студентов и слушателей, готовящихся получить профессию менеджера. Но он будет полезен и работающим практикам, которые могут найти здесь много рекомендаций по исследовательской основе совершенствования управления. Будет интересно познакомиться с ним и преподавателям, и аспирантам, потому что поиск новых форм методического обеспечения учебного курса, попытка реализации некоторых принципов учебника нового поколения могут волновать и эту категорию читателей.