Ответственность за вред, причиненный органами власти и их должностными лицами

Особое деликтное правоотношение порождает факт причинения вреда органами публичной власти и их должностными лицами. В цивилистической науке этому специальному деликту уделяется большое внимание. Такой интерес к вопросу об ответственности государственных структур за причиняемый вред вызван возрастающим числом жалоб граждан и их объединений па действия (бездействие) должностных лиц и государственных органов. Как отмечает Ю. В. Севостьянова, страсбургский суд ежегодно принимает от россиян до 20 тыс. исков, связанных с нарушением их прав государственными органами и возмещением вреда, что составляет 22% от общего количества дел, рассматриваемых этим судом. Правовым основанием для обращения в суд за защитой своих прав гражданам служит ст. 53 Конституции РФ, которая закрепила право каждого па возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Специфика данного правоотношения выражается не столько в его содержании, сколько в особом субъекте -причинителю вреда, которым являются представители власти: государственные органы и органы местного самоуправления (далее — органы власти). Из содержания ст. 1069, 1070 ГК РФ следует, что государственными органами признаются исполнительные, законодательные, судебные органы власти различного уровня (т.е. федеральные, межрегиональные, региональные), органы прокуратуры, дознания и предварительного следствия и другие правоохранительные органы.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органами местного самоуправления являются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В юридической литературе высказано мнение, что причинителями вреда по ст. 1069 ГК РФ являются как государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица, так и субъекты, которые хотя не являются органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, однако осуществляют полномочия, которые по своей природе относятся к функциям государственной власти: например, ЦБ РФ, "нормотворческие полномочия которого предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных правил, распространяющие на неопределенный круг лиц и подлежащие неоднократному применению".

Вышеназванные органы объединяет то, что они являются представителями интересов граждан и должны соблюдать законодательство РФ, стремиться к созданию условий свободной реализации их прав и защищать их интересы. Но бездействие или отказ в совершении необходимых действий, препятствование в осуществлении законных прав и процедур, издание несоответствующего закону правового акта может повлечь убытки граждан. Именно поэтому в ст. 1069 ГК РФ особо подчеркнуто, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов власти либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. При этом вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Возможность требовать возмещения вреда в некоторых случаях должна сопровождаться достижением определенных условий. Наблюдается дифференцированный подход законодателя к органам власти в этом вопросе. Так, вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается в полном объеме независимо от вины должностных лип органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом. Однако если речь идет о возмещении вреда, причиненного при осуществлении правосудия, то он может быть возмещен исключительно в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

Кроме того, современное гражданское законодательство было дополнено правилом о компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления. Согласно 16.1 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.

Порядок возмещения вреда определяется БК РФ и иными нормативными актами, в том числе и подзаконными, например, действующим Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. "О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей".

Согласно п. 2 Положения, утвержденного вышеупомянутым Указом, возмещению подлежат следующие суммы: заработок и другие трудовые доходы, являющиеся основным источником средств к существованию гражданина, которых он лишился в результате незаконных действий; пенсия или пособие, выплата которых была приостановлена в связи с незаконным лишением свободы; имущество (в том числе деньги, денежные вклады и проценты на них, облигации государственных займов и выпавшие па них выигрыши, иные ценности), конфискованное или обращенное в доход государства судом либо изъятое органами дознания или предварительного следствия, а также имущество, па которое наложен арест; штрафы, взысканные во исполнение приговора суда; судебные издержки и иные суммы, выплаченные гражданином в связи с незаконными действиями; суммы, выплаченные гражданином юридической консультации за оказание юридической помощи.

При предъявлении исков к государству о возмещении вреда от имени казны РФ в качестве ответчика выступает Минфин России (ст. 1071 ГК РФ). Поскольку Минфин России в судах лишь представляет казну РФ, то сумма возмещения взыскивается именно с казны РФ, а не за счет имущества и денежных средств, переданных Минфину России как федеральному органу исполнительной власти в оперативное управление.

Российская Федерация или субъект РФ, возместившие потерпевшему вред, причиненный действиями (решениями) органа исполнительной власти, приобретают право обратного требования (регресса) к тому должностному лицу, которое непосредственно виновно в совершении действий (в принятии решений). В этом случае должностное лицо несет регрессную ответственность в полном объеме, если иное не установлено законом (ст. 1081 ГК РФ). Таким образом, орган власти может предъявить регрессные требования к должностном лицу, по вине которого возник вред. Если вред, причиненный ненадлежащим исполнением служебных обязанностей сотрудниками полиции, возмещен за счет казны РФ, прокурор в интересах Российской Федерации вправе в порядке регресса обратиться в суд с иском к тем сотрудникам, по чьей вине причинен вред[1].

Прокурор обратился в суд с заявлением, поданным в интересах Российской Федерации, о взыскании денежной суммы в порядке регресса с А. и Г. В обоснование своего заявления прокурор сослался на то, что вступившим в законную силу решением районного суда удовлетворен иск К. о возмещении ущерба и в его пользу с Минфина России в лице управления федерального казначейства но субъекту РФ за счет казны РФ взыскана денежная сумма.

Указанным решением суда установлено, что ущерб истцу причинен хищением принадлежащей ему автомашины от здания РУВД, которое имело место в результате недобросовестного исполнения служебных обязанностей сотрудниками данного РУВД — А. и Г. (ответчиками по делу).

Поскольку вред, причиненный К. в результате недобросовестного исполнения должностных обязанностей сотрудниками РУВД — А. и Г. (ответчиками по делу), возмещен на основании ст. 1069 ГК РФ за счет казны РФ, т.е. государством, то прокурор вправе был в интересах Российской Федерации предъявить регрессное требование к ответчикам по настоящему делу (см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2008 г., утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 5 декабря 2008 г.).