Ответственность за вред из нарушений исключительных прав

Она определяется по закону страны, признающей соответствующее исключительное право (п. 1 ст. 8 Регламента), либо – если оно признается наднациональными актами ЕС – то по закону страны-места совершения правонарушения (п. 2 ст. 8).

Обязательства из negotiorum gestio

Их ОГЛАВЛЕНИЕ, правила исполнения и ответственность за нарушение определяются по праву страны -места совершения действий, ставших основанием их возникновения (п. 3 ст. 11 Регламента). Исключения касаются трех следующих случаев: (1) тот, кто действовал в чужом интересе, и тот, в чьем интересе совершалось действие, находятся в одной и той же стране – в таком случае применятся право этой страны, независимо от того, где были совершены соответствующие действия – право страны обычного места жительства сторон обязательства (п. 2 ст. 11); (2) действие в чужом интересе касается иного (основного) отношения, существующего между сторонами (договорного или внедоговориого) – в таком случае обязательства из действий в чужом интересе подчиняются праву, регулирующему основное отношение (п. 1 ст. 11); наконец (3) "...если из всех обстоятельств дела вытекает, что внедоговорное обязательство, возникающее вследствие действий в чужом интересе без поручения, имеет явно более тесные связи с другой страной, чем та, которая определяется [по общему правилу или любому из предыдущих исключений из него], то применяется право этой другой страны" (п. 4 ст. 11) – страны "явно более тесной связи".

Обязательства culpa in contrahendo

Сходным образом определяются ОГЛАВЛЕНИЕ, правила исполнения и ответственность за нарушение обязательств из нарушения преддоговорных обязанностей. Общее правило – привязка к праву страны основного отношения, т.е. праву страны, применяемому к договору, который был (или был бы) заключен (п. 1 ст. 12). Если это правило применить по тем или иным причинам невозможно, то подлежит применению право (1) страны-места возникновения вреда (подп, (а) п. 2 ст. 12), или (2) страны обычного места жительства сторон обязательства (если они живут в одной стране) (подп. (b) п. 2 ст. 12), либо (3) право страны, имеющей явно более тесной связи, чем в двух предыдущих случаях (подп, (с) п. 2 ст. 12). с) Регламент 44/2001 Совета ЕС от 22 декабря 2000 г. (с изм. и доп. от 6 апреля 2009 г.) о юрисдикции, признании и исполнении судебных решений по гражданским и коммерческим делам. Это весьма обширный документ, посвященный – как видно из его наименования – широкому кругу вопросов международного гражданского и торгового процесса. Вопрос из сферы МЧП – о юрисдикции, т.е. об определении суда, компетентного рассматривать споры частных лиц-резидентов ЕС – обсуждается в нормах гл. II этого Регламента, да и то не во всех, а в ст. 2–24 (после которой следуют технические правила).

Основные положения ст. 2–24 Регламента 44/2001 вкратце сводятся к следующим. По общему правилу стороны любого частноправового отношения могут заключить соглашение о выборе юрисдикции, т.е. о подчинении споров, вытекающих из такого правоотношения шт связанных с ним, ведению (юрисдикции) строго определенного суда. Соглашение о выборе юрисдикции между коммерсантами – участниками международной торговли (коммерции) – должно быть заключено "...в форме, соответствующей обычаю, о котором стороны знают или должны знать, который широко применяется и регулярно соблюдается в соответствующей области торговли" (поди, (с) п. 1 ст. 23 Регламента). Избранная таким образом юрисдикция считается исключительной, т.е. препятствующей передаче споров соответствующей категории на рассмотрение иных органов, если только стороны прямо не договорятся об ином (п. 1 ст. 23). Кроме того, "иное" установлено ст. 24 Регламента, в силу которой независимо от любых других положений Регламента (в том числе, следовательно, и от ст. 23 – о праве на соглашение о выборе юрисдикции) иск считается предъявленным в надлежащий суд, если в таковой явился ответчик, исключая, конечно, случай его явки для целей оспаривания юрисдикции, а также случаи исключительной юрисдикции, прямо и исчерпывающе перечисленные в ст. 22 Регламента.

Далее. Если соглашение о выборе компетентного суда нс заключено или в его применении по какой-либо причине судом отказано (отвергнутая юрисдикция), то суд, компетентный рассматривать споры, определяется по нормам Регламента. Собственно, общее правило – о суде явки ответчика (ст. 24) и о прямо предусмотренных Регламентом случаях исключительной юрисдикции (ст. 22) – уже было констатировано. Его надо дополнить только правилами ст. 2 о том, что иск всегда может быть предъявлен в суде того государства-члена ЕС, в котором ответчик имеет постоянное место жительства, независимо от наличия у него гражданства ЕС. К ответчику, не имеющему постоянного места жительства в стране-участнице ЕС, возможно предъявить иск в суде такой страны по правилам ст. 22 и 23 Регламента, а также в том случае, если на такой суд укажут нормы подлежащего применению национального права страны-члена Союза (ст. 4). Остается сказать о некоторых случаях конкретизации и изменения этих правил (п. 1 ст. 3), работающих в отношениях по международной торговле.

Перво-наперво укажем, что случаи исключительной юрисдикции по ст. 22 Регламента к области наших Лекций касательства почти не имеют – разве только зайдет речь о приведении в исполнение уже состоявшегося судебного акта (п. 5 ст. 22). Такие требования торговцы должны предъявлять в суды тех государств-членов ЕС, па территории которых акт подлежит исполнению.

Затем, имеется правило о специальной юрисдикции по обязательствам – как договорным, так и внедоговорным. Иски о содержании, исполнении и ответственности за нарушение договорных обязательств могут (!) быть предъявлены также и по месту исполнения соответствующих обязательств (п. 1 ст. 5 Регламента). Что же касается исков из деликтных и квазиделиктных гражданских правоотношений, то их компетентны рассматривать также суды таких государств-членов ЕС, "...на территории которых был причинен или может быть причинен вред" (п. 3 ст. 5). В том и другом случае: (а) "...дела из действий филиалов, представительств и других учреждений [могут рассматриваться] в судах но месту нахождения этих филиалов, представительств и учреждений" (п. 5 ст. 5); (b) общие правила – о допустимой юрисдикции суда страны-места нахождения ответчика или суда явки ответчика – не отменяются. Выбор того, каким из правил воспользоваться, оставлен за истцом.

Далее, в особом положении находятся ответчики-страховщики: иски держателей страховых полисов, застрахованных лиц и бенефициаров (не уточнено, какие – стало быть, любые, включая коммерсантов) могут быть предъявлять к страховщикам в суды стран-членов ЕС по месту нахождения истцов (подп. (b) п. 1 ст. 9), а по отношениям страхования недвижимости (самостоятельного или совместно с движимостью) – также по месту наступления страхового случая (ст. 10).

Наконец, в особом положении находятся истцы-потребители, т.е. лица, вступившие в договорные отношения в целях, не связанных с торговлей или профессией. По договорам, круг которых определен в п. 1 ст. 15 Регламента, они могут предъявлять иски не только в суды по месту нахождения ответчиков, но и в суды стран-членов ЕС по собственному месту нахождения (ср. п. 1 и 2 ст. 16). Буквально следующей статьей (ст. 17) поставлены определенные рамки соглашениям об изменении этих правил – таковые если и могут заключаться, то только в пользу потребителя.

Как видим, Европейский Союз имеет детальное, можно сказать, даже в ряде случаев детализированное, полноценное международное частное (коллизионное) право, установленное наднациональными актами (а за счет этого – еще и для всех стран-членов Союза единообразное). Нормами, институтами и конструкциями национального применимого права, определенного с помощью трех рассмотренных Регламентов, суды стран-членов ЕС и самого ЕС и будут восполнять обширные частноправовые "пустоты", оставленные наднациональными актами.