Ответственность за недонесение о достоверно известном акте коррупции

В отечественном праве во многих законодательных актах установлена обязанность должностного лица сообщать в правоохранительные органы или руководству об имевших место в отношении них актов (попыток) коррупционного воздействия (ст. 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Φ3 "О противодействии коррупции"), но уголовно-правовой (административной) ответственности за нарушение (неисполнение) этой обязанности не предусмотрено. Таким образом, механизм правового регулирования рассматриваемых отношений отличается незавершенностью, отказ в трудоустройстве или увольнение как меры частноправового воздействия не способны обеспечивать нормальное функционирование публичных правоотношений (а комплекс антикоррупционных мер прежде всего относится к сфере публичного права).

Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией предусматривает обязанность сторон-участниц установить в национальном законодательстве ответственность за недонесение о достоверно известном акте коррупции. Подразумевается сообщение в правоохранительные органы или руководству о факте коррупционного ангажемента должностного лица, подвергшегося коррупционному воздействию.

Общепризнанные принципы международного права могут найти свое отражение и в нормах национального права. Такой подход к проблеме объективизации общепризнанных принципов международного права демонстрирует в своих актах ЕСПЧ. В настоящее время общепризнано, что концентрацией наиболее передовых идей в сфере противодействия коррупции является британское антикоррупционное законодательство, которое рассматривают даже в качестве носителя международных стандартов противодействия коррупции.

Международные стандарты противодействия: электоральной коррупции"

Регламентации данного комплекса общественных отношений посвящен такой акт международного права, как рекомендация Rec (2003) 4 Комитета министров Совета Европы "Об общих правилах борьбы с коррупцией при финансировании политических партий и избирательных кампаний" от 8 апреля 2003 г. Основная его идея в том, что нарушения в финансировании политических партий – тоже коррупция, причем наиболее опасная форма ее проявления. В качестве международного стандарта предложены так называемые общие правила проведения выборов, направленные на формирование эффективного механизма, призванного обеспечить прозрачность и публичность финансирования политических партий. Предусмотрены также следующие юридические процедуры:

– нормирование предельной стоимости подарков чиновникам и ассоциированным лицам;

– полный запрет дарения государственным юридическим лицам;

– полный запрет дарения от иностранных дарителей в пользу политических партий, чиновников, ассоциированных лиц и государственных юридических лиц;

– независимый (в том числе и общественный) надзор за бюджетом политических партий.

Основной задачей в сфере противодействия коррупции при формировании органов государственной власти на выборной основе рассматривается уменьшение влияния коррупции на процесс выборов. Борьба за чистоту и прозрачность выборных процедур, прежде всего финансирования избирательных кампаний, абсолютно прагматична. Ее цель – предотвратить возможность шантажа политиков после избирательных кампаний и тем самым предохранить общество от коррупционных решений, которые могут принимать такие политики в противоречие интересам страны и ее граждан. В связи с этим реформируется выборное законодательство и практика в целях решения следующих задач:

– повысить государственный, прежде всего общественный, контроль над выборными процедурами;

– увеличить допустимый размер избирательных фондов, приведя его в соответствие с реальными затратами на проведение избирательных кампаний; разрешить заблаговременно формировать партийные или избирательные фонды для сбора взносов граждан (за три месяца сформировать значительные фонды из подобных взносов нереально, поэтому кандидаты часто идут в обход закона);

– ужесточить контроль за соблюдением порядка финансирования избирательных кампаний; наказания за соответствующие нарушения должны быть не меньшими, чем наказания за нарушения традиционных экономических "правил игры";

– повысить роль и обеспечить независимость системы государственных органов, ответственных за организацию и проведение выборов, одновременно увеличив их прозрачность для общественного контроля;

– установить уголовную ответственность за коррупционное поведение должностных лиц политических партий и общественных организаций, участвующих в выборных процедурах или иначе влияющих на формирование государственных органов (формирование партийных списков).