Ответственность за нарушение обязательств но обязательному страхованию

Ответственность страховщика. Он несет ответственность за просрочку выплаты выгодоприобретателю страхового возмещения. За каждый день просрочки страховщик уплачивает ему пени в размере одной семьдесят пятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ от несвоевременно выплаченной суммы.

Законом от 14.06.2012 № 67-ФЗ установлена также ответственность страховщика "в случае ненаправления мотивированного отказа" выгодоприобретателю в выплате страхового возмещения (ч. 6 ст. 14). Санкция здесь такая же как и при просрочке выплаты страхового возмещения, т.е. уплата пени в размере одной семьдесят пятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но от страховой суммы, установленной по конкретному риску ч. 2 ст. 8 Закона от 14.06.2012 № 67-ФЗ[1].

Ответственность страхователя. Она установлена за просрочку уплаты им очередного страхового взноса. При указанном нарушении страхователем договорной обязанности страховщик вправе предъявить к нему требование об уплате процентов по правилам ст. 395 ГК, в соответствии с которыми размер процентов определяется существующей в месте нахождения кредитора – юридического лица учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или соответствующей его части.

Страхователь несет также ответственность за неуведомление страховщика об увеличении страхового риска до наступления страхового случая. В этой ситуации страховщик вправе предъявить к страхователю регрессное требование в размере выплаченного страхового возмещения за вычетом уплаченной страхователем страховой премии.

Порядок возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозке метрополитеном

Как уже отмечалось, Закон от 14.06.2012 № 67-ФЗ устанавливает не только обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда при перевозке жизни, здоровью, имуществу пассажиров, но и порядок возмещения такого вреда при перевозках метрополитеном. При этом речь идет лишь о периоде между моментами, когда пассажир вошел в вагон и вышел из него. Что касается вреда, причиненного пассажиру до или после собственно перевозки метрополитеном, то он возмещается в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца особо опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте".

Основные положения гл. 6 включают регулирование: 1) возложения на юридическое лицо, осуществляющее перевозки пассажиров метрополитеном (далее – юридическое лицо), обязанности выплатить компенсацию в счет возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном; 2) предоставления выгодоприобретателю права требования к указанному юридическому лицу о выплате компенсации в случае причинения вреда; 3) установления порядка предъявления к юридическому лицу требования о компенсации и порядка ее выплаты.

Легальное определение обязанности юридического лица по возмещению причиненного пассажиру вреда сформулировано следующим образом: "В случае причинения при перевозке метрополитеном вреда жизни, здоровью, имуществу пассажира юридическое лицо, осуществляющее перевозки пассажиров метрополитеном, обязано выплатить выгодоприобретателю компенсацию..." (ч. 1 ст. 25 Закона от 14.06.2012 № 67-ФЗ). Одной из гарантий ее выполнения является указание на осуществление выплаты компенсации в порядке и на условиях, определенных Законом от 14.06.2012 № 67-ФЗ.

Юридическое лицо освобождается от выплаты компенсации лишь в двух случаях. Первый связан с причинением вреда вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий, гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок. Второй случай обусловлен причинением вреда вследствие умысла выгодоприобретателя.

Право выгодоприобретателя требовать от юридического лица выплаты компенсации в счет возмещения причиненного вреда находит конкретизацию прежде всего в установлении порядка его действий при выражении желания воспользоваться указанным правом. Оно находит проявление и в возможности требовать выплаты предварительной компенсации. И, наконец, это его право добиваться полного возмещения причиненного вреда в случае, если определенная по правилам гл. 59 ГК величина вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу потерпевшего, превышает размер установленной компенсации.

Порядок предъявления к юридическому лицу, осуществляющему перевозки пассажиров метрополитеном, требования о компенсации по сути такой же, как и порядок предъявления к страховщику требования выгодоприобретателя о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования. Он включает направление выгодоприобретателем юридическому лицу письменного заявления о выплате компенсации с приложением необходимых документов. В течение 30 календарных дней со дня получения всех документов юридическое лицо должно принять по поступившему заявлению решение. Оно обязано выплатить выгодоприобретателю компенсацию, а при наличии оснований для отказа – направить ему мотивированный отказ.

Если юридическим лицом допущена просрочка выплаты компенсации, оно уплачивает выгодоприобретателю за каждый день просрочки пени в размере одной семьдесят пятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ от несвоевременно выплаченной суммы или в случае ненаправления мотивированного отказа – от суммы, установленной Законом от 14.06.2012 № 67-ФЗ по конкретному виду причинения вреда. Применяется ставка рефинансирования, установленная на дату начала просрочки. Пени за просрочку начисляются и уплачиваются юридическим лицом независимо от наличия или отсутствия требований выгодоприобретателя об их взыскании.

В ситуации, когда после получения потерпевшим компенсации состояние его здоровья ухудшилось как следствие причиненного вреда, он вправе требовать перерасчета суммы компенсации и доплаты разницы в порядке и сроки, установленные Законом от 14.06.2012 № 67-ФЗ. При этом юридическое лицо может за свой счет направить потерпевшего на медицинское освидетельствование для определения причин ухудшения состояния его здоровья.

Если после получения компенсации потерпевший умер и смерть вызвана причинением вреда, в связи с которым была выплачена компенсация, выгодоприобретатели вправе требовать перерасчета суммы компенсации и доплаты разницы в порядке и сроки, установленные Законом от 14.06.2012 № 67-ФЗ.

Порядок выплаты юридическим лицом компенсации связан не только с осуществлением выплаты всей суммы компенсации, но и с выплатой предварительной компенсации, если об этом заявил выгодоприобретатель, а также с распределением и выплатой компенсации между несколькими выгодоприобретателями. Он не имеет принципиальных отличий от порядка предварительной выплаты части страхового возмещения и распределения страхового возмещения между несколькими выгодоприобретателями по договору обязательного страхования.

Рассмотрение основных положений гл. 6 позволяет сделать вывод о том, что включение ее в Закон от 14.06.2012 № 67-ФЗ вряд ли можно признать удачным. Нормы главы регулируют не страховые отношения, а вопросы ответственности перевозчика, осуществляющего перевозки пассажиров метрополитеном. Между тем, как указано в Законе об организации страхового дела, страховое законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела и иные отношения, связанные с его организацией (п. 1, 3 ст. 1). Что касается указанных иных отношений, то это, например, отношения, возникающие при осуществлении государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, ее лицензировании, информационного взаимодействия страховщиков с органами государственной исполнительной власти (в том числе органами внутренних дел), обеспечения соблюдения режима использования информации о страховых случаях и др.

В сфере указанных отношений нет места отношениям, связанным с ответственностью юридического лица, осуществляющего перевозки пассажиров метрополитеном при причинении вреда их жизни, здоровью, имуществу, так как они должны регулироваться транспортным законодательством. Однако транспортного закона, регулирующего перевозки пассажиров метрополитеном, в том числе и вопросы ответственности перевозчика при нарушении обязательств, не существует.

Желание законодателя хотя бы частично восполнить этот пробел привело к тому, что в гл. 6 содержатся отсылки к страховым нормам Закона от 14.06.2012 № 67-ФЗ, которые не применяются в регулировании транспортным законодательством института ответственности перевозчика при перевозке пассажиров. Речь идет, в частности, о таких категориях, как:

– компенсация, порядок ее выплаты, предварительная компенсация, распределение компенсации между несколькими выгодоприобретателями;

– юридическое лицо, осуществляющее перевозки пассажиров метрополитеном, его обязанность по выплате компенсации в счет возмещения причиненного пассажирам вреда;

– выгодоприобретатель, его право требовать выплаты компенсации и обязанность по предъявлению необходимых документов для реализации указанного права;

– определение величины компенсации на базе страховых сумм, указанных по соответствующему риску в договоре обязательного страхования на одного потерпевшего;

– ответственность юридического лица, осуществляющего перевозки пассажиров метрополитеном, за просрочку выплаты компенсации в виде пени, размер которой определяется на базе страховых сумм, указанных по соответствующему страховому риску в договоре обязательного страхования на одного потерпевшего.

Следующий существенный момент заключается в том, что законодатель отказался от регулирования обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках метрополитеном. Это обстоятельство и послужило появлению в Законе от 14.06.2012 № 67-ФЗ гл. 6. Однако вопрос обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, осуществляющего перевозки пассажиров метрополитеном, остается открытым. Получается, что законодательно предусмотрено обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любым видом транспорта, в том числе и внеуличным транспортом, но не метрополитеном.

Пути решения возникших проблем очевидны. Во-первых, следует отказаться от гл. 6 и распространить нормы Закона от 14.06.2012 № 67-ФЗ на перевозчика, осуществляющего перевозки пассажиров метрополитеном. Во-вторых, вопрос о регулировании гражданской ответственности указанного перевозчика может быть решен путем принятия закона о метрополитене. Но более предпочтительным может быть другой вариант. Поскольку метрополитен является городским видом транспорта, вполне логично было бы дополнить УАТГНЭТ отдельной главной, посвященной перевозкам пассажиров метрополитеном с включением норм об ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу пассажира. При этом закон может быть назван так: "Устав автомобильного и городского электрического транспорта".