Ответственность за нарушение контракта

Нарушением контракта признается неисполнение обязательств либо ненадлежащее его исполнение. При этом возникает ответственность нарушившей стороны, которая обязана возместить другой стороне весь ущерб, связанный с неисполнением или ненадлежащим исполнением контрактных обязательств. Такая ответственность может иметь компенсационный и (или) штрафной характер. Правовые основы ответственности за нарушение контрактных обязательств регулируются применимым правом, обусловленным в контракте, а также Венской конвенцией.

Согласно Конвенции, гражданско-правовая ответственность в случае нарушения контракта состоит в обязанности виновной стороны уплатить убытки, вызванные нарушением контракта. Конвенция не содержит правил о неустойке, и она носит договорный характер. При заключении контракта международной купли-продажи стороны должны специально оговорить, что они будут понимать под убытками. В соответствии со ст. 74 Конвенции "убытки за нарушение договора одной стороной составляют сумму, равную тому ущербу, включая упущенную выгоду, который понесен другой стороной вследствие нарушения договора. Такие убытки не могут превышать ущерба, который нарушившая договор сторона предвидела или должна была предвидеть в момент заключения договора как возможное последствие его нарушения, учитывая обстоятельства, о которых она в то время знала или должна была знать".

Потерпевшая сторона должна разумными способами попытаться уменьшить неблагоприятные последствия, вызванные нарушением контракта. Обычно признается только ущерб, который потерпевшая сторона не смогла предотвратить разумными действиями.

Оговорка о действии обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор)

Форс-мажорными признаются непредвиденные объективные и субъективные обстоятельства чрезвычайного характера (пожар, стихийные бедствия, войны и военные операции любого характера, блокада, массовые общественные беспорядки, национальные волнения, правительственные моратории и т. д.), вследствие которых участники договора не смогли выполнить принятые на себя обязательства. И это нельзя поставить им в вину (непредвиденное, неотвратимое и непреодолимое обстоятельство).

В Венской конвенции обстоятельства непреодолимой силы называются препятствиями вне контроля сторон сделки, которые освобождают участников внешнеторговой деятельности от ответственности за неисполнение договора. При этом сторона, нарушившая обязательства, должна доказать, что событие, препятствующее исполнению, наступило несмотря на то, что были предприняты все необходимые и разумные меры для его предупреждения.

Во внешнеторговой практике принято подтверждать наличие форс-мажора документами (свидетельствами), которые выдают торгово-промышленные палаты тех стран, на территории которых имели место данные обстоятельства. При этом торгово-промышленная палата должна только документально констатировать наличие того или иного обстоятельства, расцениваемого одним из участников внешнеэкономических правоотношений как форс-мажорное. В случае спора по данному поводу заинтересованная сторона должна доказывать в суде, что данное обстоятельство имеет характер непреодолимого факта, освобождающего ее от несения ответственности: свидетельство национальной торгово-промышленной палаты не снимает с соответствующего участника внешнеторговой деятельности обязанности по доказыванию форс-мажора.

Страхование товаров

Стороны контракта международной купли-продажи обычно включают в него условия о страховании товаров па различных стадиях товародвижения и распределении расходов по страхованию между продавцом и покупателем.

Объем страхового обеспечения, предоставляемого страховщиком в связи с его основной обязанностью возмещать убытки, которые могут произойти вследствие страхового случая, определяется в первую очередь страховым риском, обусловленным в договоре, и тем, в каком размере возмещаются убытки.

При страховании товаров от транспортных рисков определение стороны, обязанной но контракту заниматься страхованием, зависит от выбора базисных условий поставки. Условия контракта обычно предусматривают, кто будет нести расходы по страхованию - продавец или покупатель. Например, при условии FOB покупатель несет расходы по страхованию, даже если продавец по просьбе покупателя принял на себя оформление страхового полиса; на условиях CIF продавец обязан оплатить страхование и получить страховой полис, выписанный на имя покупателя.

Обычно груз страхуется в пользу покупателя. Стоимость, на которую страхуется груз, как правило, исчисляется по следующей формуле: (стоимость товара) + (фрахт) + + (стоимость отгрузки) + надбавка 5-10% для покрытия административных расходов и роста цен, если товары поставляются по повторному заказу.

Арбитраж

В договоре международной купли-продажи товаров должен быть установлен порядок разрешения споров между сторонами, которые не могут быть урегулированы путем переговоров (арбитражная оговорка). Российское законодательство признает соглашение сторон об арбитраже, включенное в условия контракта. Российский предприниматель по соглашению об арбитраже со своим иностранным партнером может передать спор как на разрешение постоянно действующих в Российской Федерации арбитражных органов, так и на рассмотрение любого иного постоянного или изолированного арбитража. Закон не содержит каких-либо ограничений в отношении места такого арбитража. Свобода выбора сторонами места проведения арбитража не ограничивается.

Арбитражная оговорка должна быть правильно сформулирована, поскольку от ее содержания зависит компетенция арбитража по рассмотрению спора. Она должна содержать несколько компонентов: определение круга споров, которые подлежат рассмотрению в арбитражном суде, третейском суде, указание на то, какой именно суд компетентен рассматривать спор.

При включении в контракт арбитражного соглашения стороны не могут уклониться от передачи спора в арбитраж.