Ответственность грузоотправителя и грузополучателя

Грузоотправитель несет ответственность за непредъявление груза для перевозки в соответствии с заявкой, а также неиспользование поданного транспортного средства. В качестве санкции применяется штраф. При перевозке груза на судне он составляет 0,1 МРОТ за каждую тонну груза. Если же груз перевозится в контейнерах, то штраф равен 0,5 МРОТ за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно, 1 МРОТ за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн и 2 МРОТ за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн (ст. 115).

На грузоотправителя возлагается ответственность за неправильное оформление транспортной накладной, которое может заключаться в неправильном указании особых отметок и необходимых при перевозке груза мер предосторожности, а также в неправильном указании свойств груза. Как уже отмечалось, в отличие от железнодорожных перевозок, где за подобные нарушения ответственность наступает только при негативных последствиях (ст. 98 УЖТ), КВВТ устанавливает ответственность за сам факт допущенных нарушений. Неправильное оформление накладной влечет за собой штраф в размере пятикратной платы за перевозку груза независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика. Такая же санкция применяется к грузоотправителю и за предъявление запрещенного для перевозки груза (п. 1 ст. 120 КВВТ).

Грузоотправитель ответственен за сверхнормативный простой судна и задержку возврата контейнеров. Размеры штрафа зависят от грузоподъемности и типа судна. Так, штраф в размере 0,5 МРОТ взыскивается за 100 тонн грузоподъемности самоходного судна в час и в размере 0,07 МРОТ за 100 тонн грузоподъемности несамоходного грузового судна в час. Грузоподъемность судна менее 50 тонн при мощности двигателя менее 50 киловатт не учитывается, а равная 50 тоннам и более при мощности двигателя 50 киловатт и более приравнивается к 100 тоннам (п. 2 ст. 120 КВВТ).

КВВТ урегулирован вопрос об ответственности грузовладельца в случае несвоевременной оплаты перевозки. За указанное правонарушение в соответствии с п. 3 ст. 120 КВВТ взыскиваются пени в пользу перевозчика в соответствии с законодательством РФ. Однако на данный момент законодательство РФ не регулирует подобную ситуацию. В ранее действовавшем Транспортном уставе железных дорог РФ 1997 г. также содержалась норма, в соответствии с которой "при несвоевременных расчетах за перевозку груза по вине грузоотправителя или грузополучателя с него взыскиваются в пользу железной дороги пени в соответствии с законодательством Российской Федерации" (ст. 36). По поводу ее применения в свое время Пленум ВАС РФ в постановлении от 12.11.1998 № 18 дал следующее разъяснение: "При несвоевременных расчетах за перевозку груза по вине грузоотправителя или грузополучателя с него взыскивается в пользу железной дороги неустойка в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поскольку в настоящее время законодательством ответственность в связи с несвоевременными расчетами за перевозку грузов не установлена, применяется ответственность, предусмотренная статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, если об этом просит истец"[1]. И хотя это постановление отменено, а в действующем УЖТ отсутствует подобная норма, для судебно-арбитражных органов, применяющих на практике п. 3 ст. 120 КВВТ, приведенное разъяснение Пленума ВАС РФ может служить ориентиром для принятия решений по конкретным делам.

КВВТ установлена ответственность за неочистку судна или контейнеров после выгрузки грузов. В соответствии с п. 4 ст. 120 она возложена на грузовладельца, в качестве которого могут выступать грузоотправитель или грузополучатель. За указанные нарушения предусмотрена санкция в виде уплаты перевозчику стоимости работ по очистке в двукратном размере. При этом перевозчик может отказаться от уборки от причала неочищенных судна или контейнеров до выполнения работ по их очистке.

Ответственность за повреждение судна, контейнера или средств пакетирования выражается во взыскании стоимости необходимого ремонта.

Что касается оснований освобождения грузоотправителя от ответственности, то КВВТ закрепляет положение, согласно которому он освобождается от ответственности за непредъявление груза для перевозки, если это нарушение обязательства явилось следствием ограничения или запрещения движения судов в установленных законом случаях (п. 3 ст. 118 КВВТ).