Лекция 4. Ответственность государственных служащих

Государственная служба - это служба общественная, публичная, она не может быть изъята из-под контроля общества на всех этапах ее прохождения. Специфика правового статуса государственного служащего, должностного лица заключается в том. что презюмируется свобода его действий в рамках его компетенции. Таким образом, это лицо приобретает иногда чрезвычайно важные для людей полномочия. Так, должность Президента страны Б. Н. Ельцин использовал для социальной революции, при которой граждане лишились как производственного потенциала, так и многих социальных завоеваний советского периода. Волей одного должностного .лица приватизируются, присваиваются крупнейшие предприятия, связанные с жизнью массы народа. Например, постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 8 апреля 1998 г. № 2364-П ГД1 "О незаконных действиях исполняющего обязанности Председателя Правительства РФ С. В. Кириенко по передаче Грузии объектов недвижимости российских военных баз. находящихся на территории Грузии" отмечается, что договор между РФ и Грузией не ратифицирован и не вступил в силу, а собственность согласно ст. 7 договора передается с момента вступления договора в силу. С. В. Кириенко предписывает Министерству обороны РФ своим распоряжением от 24 марта 1998 г. № 405-р "исполнять не вступивший в силу международный договор, что противоречит статьям 20. 23 и 24 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".

Подпись государственного служащего в некоторых особо важных для государства случаях требует своего подтверждения иными государственными органами, так. международные договоры сначала парафируются, потом ратифицируются представительными органами. Государственная Дума специально принимала акты, чтобы прекратить получение иностранных займов правительством В. С. Черномырдина, когда эти займы активно разворовывались.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа. В должностной регламент включаются, в частности, обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы {ст. 47 Федерального закона РФ № 79-ФЗ).

Юридическая ответственность определяется как ''применение к лицу, совершившему правонарушение, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией нарушенной нормы, в установленном законом порядке"2. Но в Законе о государственной гражданской службе положения об ответственности сформулированы слишком общо. Так, ст. 68 "Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации" Федерального закона № 79-ФЗ содержит отсылочную диспозицию отвлеченного содержания: "Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, привлекаются к ответственности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами".

Среди недостатков Указа Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 "Об утверждении Общих принципов служебного поведения государственных служащих" можно отметить, что правовой статус государственных служащих, наделенных организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим (п. 3 Общих принципов), не предусматривает их права решать вопрос, в частности, о дисциплинарной ответственности подчиненных субъектов государственной службы. В то время как привлечение к ответственности государственных служащих, нарушающих права граждан, должно быть не только правом, но и обязанностью начальника. Это принципиальное требование для действенности государственного аппарата, тем более, что принятие самого Указа мотивируется: "в целях повышения доверия общества к государственным институтам" (преамбула Указа).

Правильно организованная система мер контроля за государственным служащим - условие эффективной деятельности государственного аппарата.