Ответственность по договору международной транспортной экспедиции

Вопрос о характере ответственности сторон по договору международной транспортной экспедиции имеет специфику, которая отличает его от регулирования национальным законодательством ответственности по договору транспортной экспедиции. Так, общие положения об ответственности экспедитора в ГК РФ сформулированы следующим образом: экспедитор несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору экспедиции на общих основаниях, т.е. в соответствии с правилами гл. 25 ГК РФ (ст. 803 ГК РФ). Это означает, что она строится на общих принципах гражданско-правовой ответственности, в соответствии с которыми причинитель вреда должен возместить его в полном объеме. Следовательно, экспедитор, причинивший клиенту вред, обязан возместить ему реальный ущерб и упущенную выгоду.

Из указанного принципа полного возмещения вреда есть одно исключение: если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, его ответственность перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед ним (экспедитором) отвечает перевозчик (ст. 803 ГК РФ). Сами же правила устанавливают ограниченную ответственность перевозчика по договору перевозки груза (п. 2 ст. 796 ГК РФ).

Здесь речь идет о случаях, когда нарушение экспедитором своих обязательств обусловлено ненадлежащим исполнением перевозчиком договора перевозки груза, выразившимся, например, в несохранности груза, просрочке доставки груза, несвоевременном его вручении грузополучателю и др. В этой ситуации ответственность экспедитора ограничивается возмещением фактически причиненного ущерба или пределами неустойки, предусмотренными транспортным законодательством.

Следовательно, за указанным исключением экспедитор несет полную ответственность перед клиентом.

Ответственность экспедитора по договору международной транспортной экспедиции носит ограниченный характер, и это является не исключением, а правилом. На данное обстоятельство указывают Типовые правила, касающиеся грузового экспедирования. Так, п. 8.1 закрепляет положение, согласно которому "грузовой экспедитор ни в коем случае не несет ответственности за побочный или косвенный ущерб, перечисленный далее, но не исчерпывающийся этим перечислением: упущенная выгода и потеря рынка".

Таким образом, экспедитор несет ограниченную ответственность, которая сводится только к возмещению реального ущерба. Более того, это возмещение также имеет потолок. Так, экспедитор не должен нести ответственности за любые утраты или повреждения груза в сумме, превышающей эквивалент 2 СДР за 1 кг брутто веса утерянного или поврежденного груза. Груз считается утраченным, если он не был доставлен в течение девяти календарных дней со дня, когда он должен быть доставлен но условиям контракта.

При определении размера компенсации утерянного или поврежденного груза исходят из его стоимости в соответствии с текущей биржевой ценой или текущей рыночной ценой, а при их отсутствии – из средней стоимости товара такого же рода и количества.

Типовыми правилами установлено также ограничение ответственности экспедитора за задержку доставки груза в пункт назначения. Такая ответственность ограничивается суммой, не превышающей вознаграждения, относящегося к услуге, из-за которой эта задержка возникла.

И, наконец, Типовыми правилами закреплено ограничение ответственности за причинение иных видов ущерба. В этих случаях она не должна превышать общую сумму в 1 СДР за каждый случай причинения вреда.

Необходимо отметить, что Типовые правила, касающиеся услуг грузового экспедирования, устанавливают ответственность экспедитора, во-первых, не являющегося принципалом и, во-вторых, выступающего в роли принципала. В первом случае он не является перевозчиком по договору и не выполняет работу собственными силами и средствами. Его задача заключается в организации доставки груза. Основанием ответственности экспедитора, не являющегося принципалом, считается несоблюдение им должного усердия и непринятие разумных мер при предоставлении услуг. В этих случаях он должен компенсировать утрату или повреждения, причиненные грузу, а также возместить прямые финансовые потери, произошедшие вследствие нарушения обязанности соблюдать осторожность (п. 6.1 Типовых правил).

Вместе с тем экспедитор "не ответственен за действия и упущения третьих лиц, таких как перечисленные, но не ограничиваясь ими, стороны: перевозчики, служащие склада, стивидоры, администрация порта и другие грузовые экспедиторы, если он проявлял должное усердие в выборе, инструктаже или наблюдении за такими третьими сторонами" (п. 6.2 Типовых правил).

Ответственность экспедитора, выступающего в роли принципала, регулируется Типовыми правилами в отдельном пункте – п. 7. В соответствии с его положениями экспедитор несет ответственность как принципал не только тогда, когда фактически выполняет перевозку своими собственными транспортными средствами (перевозчик по призванию), но и если посредством подписания своего собственного документа по транспортировке он прямо или косвенно принял на себя ответственность перевозчика (перевозчик по договору). В поди. 7.1 отмечается, что экспедитор не считается ответственным как перевозчик, если клиент получил документ по транспортировке, подписанный лицом, отличным от экспедитора, и клиент в пределах разумного времени не подтвердил, что экспедитор гем не менее несет ответственность как перевозчик.

Как видно, все это касается выполнения обязанностей экспедитора по осуществлению собственно перевозки груза. По отношению же к другим услугам, таким как, например, хранение, грузообработка, упаковка или распределение груза, и связанным с ними иным вспомогательным услугам экспедитор несет ответственность как принципал, если такие услуги были выполнены им самим с использованием собственного оборудования или работников или если он прямо или косвенно обязался принять на себя ответственность перевозчика.

В целом же независимо от вида услуги экспедитор как принципал обязан нести ответственность за действия и упущения третьих сторон, которых он привлек для выполнения договора о перевозке или других услуг такого рода, как будто такие действия и упущения были его собственными.

Типовые правила устанавливают случаи, когда экспедитор, в том числе выступающий в роли принципала, не несет ответственности. Во-первых, он не несет ответственности за ценный или опасный груз, если он таковым не заявлен экспедитору при заключении контракта. Во-вторых, это случаи причинения ущерба по причине задержки, если нет специальной оговорки в письменной форме.

Моментом начала ответственности экспедитора является заключение договора международной транспортной экспедиции. В случае действий экспедитора, связанных с обслуживанием груза, началом ответственности являются принятие им груза в свое ведение, а окончанием – момент выдачи груза грузополучателю. При этом исключается время нахождения груза в распоряжении перевозчика.

Что касается ответственности клиента, то она наступает в связи с нарушением им обязанности по предоставлению экспедитору информации, необходимой для исполнения обязанности по оказанию экспедиторских услуг. К таким нарушениям обязательств относятся неточность информации о свойствах груза, об условиях его перевозки, иной информации, предусмотренной договором, ее неполнота, неправильность инструкций для экспедитора. Клиент несет перед экспедитором ответственность за все возникшие в связи с перечисленными нарушениями затраты и официальные расходы.

Кроме того, клиент, как указано в Типовых правилах, несет ответственность за передачу экспедитору груза, вызвавшего смерть или личный вред, повреждения собственности, загрязнение окружающей среды либо другие вредные последствия.

Срок давности по делам этой категории составляет девять месяцев с момента сдачи груза экспедитору или даты, когда невыполнение доставки груза дает получателю право считать груз утерянным.

Вопрос юрисдикции по эти делам решается в Типовых правилах следующим образом. Иски против экспедитора могут возбуждаться только в том месте, которое является местоположением основного коммерческого предприятия грузового экспедитора, и должны предусматриваться в соответствии с законами страны, где находится это место.