Лекция 7. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

В результате изучения главы бакалавр должен:

знать название законов и подзаконных актов, в соответствии с которыми осуществляется ОВОС и экологическая экспертиза; порядок проведения государственной и общественной экологической экспертизы;

уметь правильно толковать нормы права, регулирующие порядок осуществления ОВОС и экологической экспертизы; эффективно применять правовые нормы, регламентирующие порядок проведения экологической экспертизы;

владеть навыками проведения консультаций граждан и юридических лиц по вопросам экологической экспертизы.

Понятие и значение оценки воздействия на окружающую среду

Проблема экологической оценки впервые возникла в США, когда правительство под давлением общественного мнения в 1970 г. было вынуждено принять Закон о национальной политике в области окружающей среды (ΝΕΡΑ). Его важными аспектами стали: требование подготовки общедоступных заявлений о воздействии хозяйственной деятельности на окружающую среду для всех федеральных проектов, которые могут повлечь за собой значительные экологические последствия; участие общественности в формировании проекта и обоснованное принятие решений. Впоследствии эта практика получила распространение во всем мире, включая и Российскую Федерацию[1].

Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Законом об экологической экспертизе. Так, в частности, согласно ст. 14 данного Закона, государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проводится только при наличии в составе представляемых материалов документации, содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, подлежащей экспертизе.

Цель проведения ОВОС – предотвращение или смягчение воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

Ее результатами являются:

– информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;

– выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

– решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее, с учетом результатов ОВОС.

При проведении ОВОС необходимо исходить из потенциальной экологической опасности любой деятельности (принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности), а также равной обязательности требований о проведении ОВОС для любых физических и юридических лиц (как коммерческих, так и некоммерческих) без исключения.

Можно выделить несколько этапов проведения ОВОС.

Первый этап – уведомление органов власти и информирование общественности о намечаемой деятельности, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.

Второй этап – проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

Третий этап – подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

Окончательный вариант материалов по ОВОС готовится на основе предварительного варианта материалов с учетом замечаний, предложений и информации, поступившей от участников процесса оценки воздействия на окружающую среду на стадии обсуждения. В окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду должна включаться информация об учете поступивших замечаний и предложений, а также протоколы общественных слушаний (если таковые проводились). Он утверждается заказчиком, передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на государственную экологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу (если таковая проводится).

В том случае, если намечаемая хозяйственная и иная деятельность может иметь трансграничное воздействие, проведение исследований и подготовка материалов по оценке воздействия на окружающую среду осуществляется с учетом положений Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, 25 февраля 1991 г.). Осуществление процедуры ОВОС предусмотрено и иными международными документами, включая материалы Конференции ООН по окружающей среде и развитию (прошла в Рио-де-Жанейро 3–14 июня 1992 г.). Так, участники данной Конференции подчеркивали, что участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду является одной из предпосылок для достижения устойчивого развития (и. 23.2 Повестки дня на XXI век).

При проведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обязан рассмотреть альтернативные варианты достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также выявить, проанализировать и учесть экологические и иные связанные с ними последствия всех рассмотренных альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая "нулевой вариант" (отказ от деятельности). При этом информирование и участие общественности осуществляется на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду.

Информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на ее проведение осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы.

В публикации представляются сведения о названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности; наименовании и адресе заказчика или его представителя; примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения; предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум, и т.п.), также форме представления замечаний и предложений; сроках и месте доступности технического задания по оценке воздействия на окружающую среду и иной информации.

Заказчик (исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации. Данные замечания и предложения учитываются при составлении технического задания по оценке воздействия на окружающую среду и должны быть отражены в материалах по оценке воздействия на окружающую среду.

На этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду уточняется план мероприятий по ходу общественных обсуждений намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе о целесообразности (нецелесообразности) проведения общественных слушаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду. При принятии решения о форме проведения общественных обсуждений, в том числе общественных слушаний, необходимо руководствоваться степенью экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности, учитывать фактор неопределенности, степень заинтересованности общественности.

Общественные обсуждения – комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии па окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия. Порядок проведения общественных обсуждений определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности.

Заказчик обеспечивает доступ общественности к окончательному варианту материалов по ОВОС в течение всего срока с момента утверждения последнего и до принятия решения о реализации намечаемой деятельности.

Существуют позитивные примеры работы данной правовой нормы.

Так, оценка воздействия на окружающую среду Нижне- Курейской ГЭС была выполнена в соответствии с Техническим заданием, прошедшим общественные обсуждения и откорректированным по результатам первого этапа ОВОС в феврале 2009 г. В рамках второго этапа процедуры ОВОС были подготовлены и размещены в общественных приемных Предварительный вариант материалов для общественного обсуждения "Оценка воздействия на окружающую среду Нижне-Курейской ГЭС на реке Курейке" и Резюме нетехнического характера. Общественное обсуждение проектных материалов состоялось 16 июля 2009 г. в поселке Светлогорск (в слушаниях приняли участие 112 человек) и 17 июля 2009 г. в селе Туруханск (86 человек).

Материалы окончательной редакции "Оценки воздействия на окружающую среду Нижне-Курейской ГЭС на реке Курейке" были разработаны по результатам третьего этапа ОВОС – общественного обсуждения предварительного варианта материалов ОВОС, в соответствии с установленным законодательством РФ порядком реализации данной процедуры ("Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации"). Вопросы, замечания, предложения и комментарии, поступившие в ходе обсуждения, были собраны и зарегистрированы в специальных регистрационных журналах, а также в протоколах общественных слушаний. Все записи были тщательно проанализированы, в окончательный вариант по замечаниям были внесены корректировки. На поступившие вопросы подготовили аргументированные ответы. Регистрационные журналы приобщили к материалам общественных обсуждений и включили в комплект документации, передаваемой заказчику для представления на Государственную экспертизу[2].

Состав материалов по оценке воздействия на окружающую среду определяется порядком ее проведения и зависит от вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности, требований к обосновывающей данную деятельность документации, являющейся объектом экологической экспертизы. Степень полноты (детальности) проведения оценки воздействия на окружающую среду зависит от масштаба и вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности и особенностей предполагаемого региона ее реализации. Основные процедурные вопросы проведения ОВОС указаны в Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденном приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372.