Оценка странового риска

Страновые риски связаны с наличием глобального риска, зависят от политико-экономической стабильности стран, импортеров или экспортеров, факторов, обусловливающих внутриэкономический и внешнеэкономический риск. Такие оценки проводятся как зарубежными, так и отечественными фирмами. Рассмотрим две наиболее популярные методики: методику отечественной фирмы "Юниверс" и методику германской фирмы BERI (Институт информации риска в бизнесе).

Методика количественной оценки факторов риска фирмы "Юниверс". Данные работы проводятся более чем для 150 стран мира и во многих отношениях стали общепринятым стандартом. Результаты исследований представляются в виде общего риска по различным причинам, относящимся к социально-политическим, внутриэкономическим и внешнеэкономическим группам рисков.

Методика состоит в следующем: каждая группа риска описывается определенным количеством факторов (как правило, около десяти). Каждый фактор (показатель) отражает конкретную сторону развития социально-политической и экономической ситуации, его текущее или прогнозное состояние характеризуется количественным показателем. Значения этих показателей оцениваются от 1 – лучшие до 10 – худшие и определяются расчетным или экспертным способом в баллах, причем каждый из показателей в системе оценки имеет свой вес, соответствующий его значимости. Сумма весов внутри каждой группы риска равна 1. Присвоенная показателю количественная оценка (от 1 до 10) умножается на его вес (от 0 до 1), и результатом является вклад каждого показателя в рассматриваемую группу риска. Подобный анализ фирма "Юниверс" готовит раз в три месяца. Обобщенная оценка по всем группам риска (R) записывается следующим образом:

где ri – значение каждого показателя в баллах, от 1 до 10; Ai – весовой коэффициент соответствующего показателя.

Данная или аналогичная методика может быть применена для страны в целом, а также для регионов, отдельных областей (субъектов Федерации) и автономий.

Подробно веса по методике фирмы "Юниверс" приведены в табл. 2.1

Таблица 2.1

Методика оценки рисков фирмы "Юниверс"

Социально-политический риск

Вес

(А)

Угроза стабильности извне: 1 – нет; 10 – очень высокая

0,03

Стабильность правительства: 1 – без изменений; 10 – под угрозой смены

0,1

Характеристика официальной оппозиции: 1 – конструктивная; 10 – деконструктивная

0,05

Влияние нелегальной оппозиции: 1 – не существует; 10 – угроза революции

0,04

Оценка социальной стабильности: 1 – стабильность; 10 – крайняя напряженность

0,1

Отношения рабочей силы с управленческим аппаратом: 1 – сотрудничество; 10 – частые забастовки

0,04

Оценка уровня безработицы в следующие 12 месяцев:

1 – отсутствует; 10 – превышает 25% экономически активного населения

0,15

Оценка распределенности совокупного дохода: 1 – равномерное; 10 – резкое расслоение общества

0,07

Отношение властей к зарубежным инвестициям: 1 – стимулирование и гарантии; 10 – жесткие ограничения

0,1

Риск национализации без полной компенсации: 1 – практически отсутствует; 10 – очень высок

0,02

Отношение местной бюрократии: 1 – содействующее и эффективное; 10 – коррумпированное и противостоящее

0,12

Вмешательство правительства в экономику: 1 – минимальное; 10 – постоянное и определяющее

0,07

Государственная собственность в экономике: 1 – очень ограниченная; 10 – преобладающая

0,07

Вероятность вооруженных конфликтов со странами СНГ или внутри России: 1 – отсутствует; 10 – конфликты неизбежны

0,04

Итого:

1,0

Внутриэкономический риск

Общее состояние экономики в следующие 12 месяцев: 1 – очень хорошее; 10 – серьезные проблемы

0,1

Рост ВНП в сопоставимых ценах: 1 – рост более 10%; 10 – падение более 10%

0,05

Ожидаемый рост ВНП в постоянных ценах по сравнению с прошлым: 1 – значительное ускорение; 10 – резкое падение

0.05

Рост производства промышленной продукции в следующие 12 месяцев: 1 – рост более 10%; 10 – падение более 10%

0,05

Рост капитальных вложений в следующие 12 месяцев: 1 – рост более 10%; 10 – падение более 10%

0,1

Рост потребительского спроса в следующие 12 месяцев: 1– рост более 10%; 10 – падение более 10%

0,1

Текущая инфляция в год: 1– более 5%; 10 – более 100%

0,05

Динамика инфляции в следующие 12 месяцев: 1 – существенное замедление; 10 – резкое ускорение

0,05

Доступ к зарубежному финансированию: 1 – доступно; 10 – крайне тяжело получить

0,05

Наличие/стоимость рабочей силы: 1 – избыток дешевой рабочей силы; 10 – нехватка рабочей силы

0,05

Квалификация, качество рабочей силы: 1 – высокое; 10 – квалифицированная рабочая сила практически отсутствует

0,05

Монетарная политика: 1 – мягкая; 10 – жесткая

0,05

Фискальная политика: 1 – стимулирующая спрос; 10 – жесткая

0,05

Уровень налогообложения: 1 – относительно низкий; 10 – крайне высокий

0,05

Динамика уровня налогов: 1 – будут снижаться; 10 – будут повышаться

0,05

Развитие нефтегазового комплекса: 1 – рост более 10%; 10 – падение более 10%

0,1

Итого:

1,0

Внешнеэкономический риск

Общее состояние платежных балансов с долларовой зоной: 1 – хорошее; 10 – серьезные проблемы

0,1

Торговый баланс с долларовой зоной в следующие 12 месяцев: 1 – резко положительный; 10 – резко отрицательный

0,1

Рост экспорта в долларовую зону в следующие 12 месяцев: 1 – рост более 10%; 10 – падение более 10%

0,05

Рост импорта из долларовой зоны в следующие 12 месяцев: 1 – рост более 10%; 10 – падение более 10%

0,05

Общее состояние платежных балансов с рублевой зоной: 1 – хорошее; 10 – серьезные проблемы

0,1

Торговый баланс с рублевой зоной в следующие 12 месяцев: 1 – резко положительный; 10 – резко отрицательный

0,1

Рост экспорта в рублевую зону в следующие 12 месяцев: 1 – рост более 10%; 10 – падение более 10%

0,05

Рост импорта из рублевой зоны в следующие 12 месяцев: 1 – рост более 10%; 10 – падение более 10%

0,05

Официальные ограничения в движении капитала: 1 – свободные перемещения; 10 – перемещения запрещены

0,05

Динамика официальных ограничений на движение капитала: 1 – существенно упрощается; 10 – значительно затрудняется

0,05

Динамика ограничений на торговлю с долларовой зоной в следующие 12 месяцев: 1 – существенно упрощается;

10 – значительно затрудняется

0,05

Динамика ограничений на торговлю с рублевой зоной в следующие 12 месяцев: 1 – существенно упрощается; 10 – значительно затрудняется

0,05

Изменения обменного курса рубля в следующие 12 месяцев: 1 – увеличение более 20%; 10 – падение более 20%

0,1

Изменение мировых цен на нефть: 1 – рост более 20%; 10 – снижение более 20%

0,1

Итого:

1,0

В заключение отметим, что та страна, которая набирает в сумме большее значение R, является наиболее небезопасной экономически.

Методика количественной оценки странового риска фирмы BERI.

В соответствии с данной методикой уровень экономической безопасности страны (или, наоборот, экономической небезопасности, т.с. ее ненадежности, рискованности) определяется с помощью индекса BERL

Его определением занимаются около 100 экспертов, которые четыре раза в год с помощью различных методов экспертных оценок анализируют все стороны политической и экономической ситуации в стране. Анкета, на которую анонимно отвечают специалисты разных стран, содержит 15 оценочных критериев, каждый из которых имеет удельный вес с общей суммой 100. Каждый вопрос оценивается по балльно-процентной шкале и имеет пять вариантов ответов: 0 – неприемлемо, 1 – плохо, 2 – удовлетворительно, 3 – хорошо, 4 – очень хорошо. Чем выше количество собранных баллов, тем ниже страновой риск и тем выше экономическая безопасность государства. Форма анкеты представлена в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Форма анкеты индекса BERF

Вопрос

Удельный вес вопроса, %

Политическая стабильность в стране и ее влияние на экономическую жизнь

12

Отношение к иностранным инвестициям и прибыли

6

Степень и варианты национализации

6

Вероятность и степень девальвации валюты

6

Состояние платежного баланса

6

Бюрократические вопросы

4

Темп роста ВВП (ВНП)

10

Темп роста ВНП ниже 3% в год

2,5

Темп роста BI1П от 3 до 6%

5

Темп роста ВНП от 6 до 10%

7,5

Темп роста ВНП выше 10%

10

Конвертируемость валюты

10

Анализ выполнения договорных обязательств

6

Расходы на заработную плату и уровень производительности труда

8

Возможность использования экспертов и услуг

2

Организация связи и транспорта

4

Взаимоотношения с госорганами

4

Условия получения краткосрочного кредита

8

Условия получения и использования долгосрочного кредита и собственный капитал

8

Итого:

100