Оценка

Стратегия информационной политики, разработанная PR-агентством, и его консалтинговые услуги очень помогли Министерству финансов и экономики в его усилиях по эффективному внедрению правительственного плана стабилизации во время самого серьезного экономического кризиса в Южной Корее за последние 40 лет. В месяцы, последовавшие за инаугурацией президента, международные институциональные инвесторы, представители организаций Бреттон-Вудского соглашения и официальные лица из основных стран-кредиторов признали профессионализм корейского правительства и успех его впечатляющих усилий по восстановлению международного доверия. Как результат эффективности действий правительственной программы реформ макроэкономическая стабильность была достигнута быстрее, чем в любой другой стране в Восточной Азии. Более того, члены экономической команды корейского правительства постоянно упоминались в международных СМИ как самые бескомпромиссные реформаторы в регионе. Через 90 дней после начала кампании было проведено исследование отношения к Южной Корее и к ее приверженности реформам и выяснилось, что оно улучшилось. Медиа-освещение показало, что Корея выполнила поставленные задачи.

Информационное агентство Reuter (03.04.1998): "Секретарь казначейства, Роберт Рубин (Robert Rubin) заявил после встречи в пятницу с министром финансов Южной Кореи Ли Чу Суном, что он оценил значительные успехи Южной Кореи по стабилизации ее экономики".

Газета Los Angeles Times (23.11.1998): "С точки зрения США, Южная Корея является моделью в большей степени, чем любая другая страна региона, и определенно в большей степени, чем Япония. Она последовала рекомендациям МВФ, еще не зная, дадут ли они эффект, начала реформы и реструктуризацию своей устаревшей банковской системы, предприняла шаги, направленные на расширение демократии, открытие рынка и ликвидацию неэффективных компаний".

Агентство Standard&Poor's (25.01.1999): "Восстановление инвестиционного рейтинга отражает на сегодняшний день успехи правительства в экономической и финансовой реструктуризации и возвращение на внешние рынки".

Агентство Barron's (20.02.1999): "Более всего улучшение ситуации в Южной Корее было одобрено международными рейтинговыми агентствами... Для многих повышение рейтинга является важным признаком международной поддержки усилий, направленных на оздоровление экономики страны. Стоит признать, что официальные лица в Сеуле стремились убедить мир, что они серьезно намерены укрепить свою разрушенную экономику и хрупкую банковскую систему".

Исходя из длительности развития кризисов, выделяют следующие возможные сценарии:

неожиданные кризисы – наиболее острый тип кризисов, которые происходят внезапно, не оставляя времени для подготовки и планирования (например, аварии, смерть ведущего руководителя, землетрясения). Такие кризисы требуют заблаговременного согласования между основными руководителями плана действий, который позволил бы избежать недоразумений и неоперативного реагирования;

назревающие кризисы – дают больше времени для изучения и планирования, однако могут моментально разразиться после длительного брожения (например, неудовлетворение работников, неблагоприятный моральный климат в коллективе). Задача состоит в том, чтобы убедить руководство предпринять корректирующие шаги прежде, чем кризис достигнет разрушительной фазы. Как показывает статистика, большинство кризисов являются назревающими, просто для многих компаний они становятся неожиданными по гой причине, что им не уделялось ранее достаточного внимания;

непрерывные кризисы – могут длиться месяцами или годами, несмотря на усилия руководства остановить их (например, сплетни или спекуляции, сообщаемые СМИ или передающиеся из уст в уста)[1].

Пример из практики. Примером комплексного подхода к разрешению кризисных ситуаций и управлению информационными потоками может стать деятельность Национального центра управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который является органом повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Создание этого Центра обусловлено расширением круга задач МЧС России на современном этапе, необходимостью перехода на новые технологии управления и эффективности межведомственного взаимодействия. К таким технологиям относится ситуационное моделирование угроз, кризисов и чрезвычайных ситуаций, поддержка принятия решений в режиме реального времени, автоматизация планирования и контроля исполнения, увеличение объемов информационного обмена.

Центр обеспечивает информационное взаимодействие с федеральными органами власти, субъектами РФ, кризисными центрами иностранных государств, организациями сети мониторинга опасных процессов и явлений и соответствующими силами постоянной готовности, а также осуществляет оповещение и информирование населения через СМИ и по иным канатам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях.

В состав НЦУКС входят телекоммуникационный и информационный центры Общественной комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.

Основу программно-технических средств Центра составляют программные средства сбора, оперативного анализа и отображения информации, а также технические средства донесения информации и поручений до исполнителей и обеспечения связи с местом чрезвычайной ситуации.

На основе текущей информации, поступающей с мест, и решения задач оперативного прогноза предусматривается возможность оценки дальнейшего развития таких ситуаций и принятия необходимых управленческих решений по их ликвидации.

В целях обеспечения подготовки эффективных управленческих решений (в режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации) с использованием специальных программных средств моделирования готовятся сценарии для "проигрывания" различных вариантов управленческих решений.

Кроме того, лица, принимающие решения, получают прогнозы различных вариантов развития обстановки в случае принятия тех или иных решений, чтобы на основе результатов моделирования принять окончательное решение.

Таким образом, НЦУКС – это единый многоуровневый управляющий комплекс нового поколения для решения задач координации, оперативного управления и экстренного реагирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций[2].

Попытка подойти к типологизации кризисов с точки зрения их длительности предоставляет PR-специалистам дополнительные возможности подготовиться к различным сценариям их развертывания и действовать более целенаправленно, чтобы нейтрализовать опасные для организации последствия. В условиях кризиса фактор времени всегда остается ключевым. Поэтому классификация кризисных ситуаций именно по этому признаку переводит кризисное управление из состояния шока от обвального развития событий в плоскость некоторой возможности разработки плана последовательных логических действий.

В любом кризисе можно условно выделить несколько стадий:

• "скопление грозовых туч" – предкризисная или начальная стадия, когда ситуацию взять под контроль легче всего;

"гроза" – обострение кризиса; стадия, характеризующаяся лавинообразной скоростью событий и сильным накалом страстей;

• "хроническая стадия", при которой неэффективное взаимодействие со СМИ может привести к усугублению кризисной ситуации;

• "разрешение кризиса" – нахождение оптимальных путей выхода из кризиса, конечная цель любого предприятия в период кризиса.