Оценивание в исследовании систем управления

Полезно задуматься

Возможно ли исследование без оценивания? Как строится оценка явлений, проблем, ситуаций? Все ли можно оценить достаточно точно? Что является "инструментом" оценки? Как осуществляется оценивание и исследовании систем управления?

Роль оценивания в исследовании управления

Одной из сложных и важных проблем исследования управления является оценка ситуаций, состояния, изменений, тенденций и пр.

Оценка – это установление наличия и степени проявления той или иной характеристики системы управления. Средством оценки является показатель. На оценках построены анализ, нормативное регулирование функционирования и развития, поиск и определение тенденций, изучение особенностей и существенных черт того или иного явления. Без оценок невозможны разработка и принятие управленческих решений, в том числе решений по совершенствованию управления. Чем более точную оценку может провести менеджер или исследователь, тем больше вероятность успешного, рационального решения.

Оценки могут быть различными. Можно выделить оценки программно-тестовые и экспертные. Первые очень широко используются в настоящее время, когда существует компьютерная техника, которая открывает в этом отношении очень большие возможности. Но многие характеристики можно оценить только на основе работы группы экспертов. Очень эффективно сочетание первого и второго видов оценок.

Оценки также разделяются на коллективные и индивидуальные. В практике исследований используются как точные, так и приблизительные оценки. По процессным признакам существуют оценки эпизодические и периодические, по масштабам оцениваемых явлений выделяются оценки общие и локальные, по организации и методикам проведения – простые и сложные оценки. Последние всегда построены на специальных расчетах, агрегировании информации, построении синтетических показателей.

Выбор вида оценки имеет большое значение для успеха исследования.

Для оценки необходимы: а) выделение объекта и предмета оценки; б) установление критериев оценки и шкалы измерения; в) построение процедуры и системы оценки; г) выбор средств и методов оценки; д) использование результатов оценки.

Принципы оценивания

Существуют определенные принципы оценивания, благодаря которым становится возможной адекватная оценка реальной действительности, глубокое понимание ситуаций, проблем, результатов или тенденций (рис. 5.7).

1. Принцип научности. В основе оценки всегда находятся методики ее проведения или осуществления. А они могут быть разными – можно оценивать на основе здравого смысла, богатого опыта, а можно строить оценку на основе использования научных методов, математического моделирования, там, где это возможно. В этом случае и оценивать должен тот, кто знает предмет оценки, владеет ее методикой, способен подойти к ней с объективных позиций.

2. Важным дополнением этого принципа является также принцип целевого назначения. Может проводиться оценка общего состояния, или она может быть ориентирована на некоторые предположительные результаты. Но в основе оценки может быть и ясная, конкретная цель. Можно проводить оценку, скажем, в целях стимулирования деятельности, селекции персонала, нормирования работы, распределения финансовых средств и т.д. Целью оценки может быть и поиск путей развития, установление закономерностей, контроль тенденций.

Рис. 5.7. Принципы оценивания

3. Принципы разнообразия, полноты и системности. Очень часто подлежат оценке только те характеристики, которые известны, доступны, понятны, измеряемы. В результате такого подхода наблюдается деформированная оценка, которая не дает полной картины события или ситуации, явления или проблемы. При проведении оценки очень важно учитывать связь характеристик, стремиться к их полноте, видеть их разнообразие и достаточность.

4. Принцип критериальной определенности. Можно оценивать грубо, приблизительно, предварительно, но нет оценки без критерия. Критерий оценки – это точка отсчета, шкала измерений, констатация специфики характеристики, подлежащей оцениванию. Чем точнее установлен критерий, тем объективней и значительней оценка. При проведении оценки недопустимо произвольное изменение критерия.

5. Принцип количественной определенности оценки. Оценивать можно в качественных параметрах с описанием особенностей оцениваемого явления, а можно и в количественных показателях, которые дают точную информацию и позволяют эффективнее оперировать оценками – сравнивать, синтезировать, улавливать изменения. В исследованиях систем управления необходимо по возможности стремиться к количественным оценкам. Но при этом нельзя отрицать, что в определенных обстоятельствах эвристические оценки могут быть богаче и полезнее. Количественные измерения нередко обедняют ситуацию.

6. Принцип сочетания оценки состояния и изменений. Чаще всего оценка является фиксацией состояния той или иной характеристики, как бы фотографией остановившегося мгновения, констатацией степени проявления характеристики. Но в исследовании наиболее богатую информацию дают оценки динамики, способные показать тенденции изменений, позволяющие предвидеть последствия. В конечном итоге необходимо сочетание того и другого.

7. Принцип независимости заключается в том, что оценка должна быть отделена, насколько это возможно, от личностных отношений, служебной зависимости, амбиций и самолюбия. Она должна быть защищена от влияния заинтересованных лиц, доброжелателей или недоброжелателей.

Но оценка – это не просто установление и измерение тех или иных характеристик, это и деятельность исследователя или группы исследователей, работа экспертов, математиков, программистов. И это обстоятельство не может не быть отражено в принципах оценки.

Реализация этих принципов оценки достигается как применением определенной методики оценки, так и соответствующей организацией ее проведения.