Отпуск государственного служащего

Согласно Закону № 79-ФЗ отпуск — одна из гарантий государственного служащего. Часть 1 ст. 52 данного Закона гарантирует гражданским служащим отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков.

Представляется, что отдых является частью технологии труда вообще и государственной службы в частности, это не снисхождение или пожертвование, "гарантия", а элемент разумной организации производительного труда. Именно так можно рассматривать диспозицию ч. 6 ст. 45 Закона № 79-ФЗ, которая предусматривает, что право на отдых реализуется предоставлением гражданскому служащему свободного от исполнения должностных обязанностей времени (свободного времени) вне пределов установленной данным Законом нормальной продолжительности служебного времени. Свободное время вне пределов государственной службы не может регулироваться законом о государственной службе.

По смыслу ч. 1 ст. 46 Закона № 79-ФЗ отпуском является отсутствие на службе, прекращение выполнения обязанностей государственной службы с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 35 календарных дней у гражданских служащих высших и главных должностей и 30 календарных дней у служащих иных групп и дополнительных оплачиваемых отпусков. В сумме оба эти отпускных срока не могут превышать 45 календарных дней, к которым может быть присоединен дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день, а также в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы. Ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться гражданскому служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя (ч. 9 ст. 46 Закона № 79-ФЗ). Вне графика отпуск продолжительностью не более одного года без сохранения денежного содержания, но с сохранением замещаемой должности гражданской службы может предоставляться решением представителя нанимателя по семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам и при наличии письменного заявления гражданского служащего (ч. 15, 16 ст. 46).

Часть 4 ст. 45 Закона № 79-ФЗ предусматривает предоставление гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска не менее трех календарных дней.

Порядок начисления дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет сверх предусмотренного трудовым законодательством ежегодного оплачиваемого отпуска явился предметом анализа в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2003 г. Из Определения следует, что законодательство субъекта РФ не может установить продолжительность дополнительного отпуска, предоставляемого работникам с ненормированным рабочим днем, менее трех календарных дней.

"Служебный распорядок центрального аппарата Министерства финансов Российской Федерации", утв. приказом Минфина России от 14 сентября 2005 г. № 114н, устанавливает ежегодный оплачиваемый отпуск гражданским служащим продолжительностью 35 или 30 календарных дней в зависимости от групп должностей (п. 5.3), и 12 или 8 календарных дней за ненормированный служебный день (п. 5.6). Фактически дублирующие положения содержатся в приказе ФМБА России от 2 июня 2006 г. № 171 "О продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федерального медико-биологического агентства". Дублирование законодательства в ведомственных актах — признак низкого качества юридической техники в стране.

Исключительно "в целях регламентации режима службы (работы) и времени отдыха работников центрального аппарата" Министерства транспорта РФ приказом министра от 15 февраля 2007 г. № 22 "О режиме службы (работы) и времени отдыха работников центрального аппарата Министерства транспорта Российской Федерации" установлены дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный служебный (рабочий) день сверх ежегодного оплачиваемого отпуска следующей продолжительности:

— заместителям министра, директорам департаментов и их заместителям, помощникам министра, советникам министра, начальникам отделов — 18 календарных дней;

— начальникам отделов в департаментах и их заместителям, референтам, ведущим советникам, советникам — 14 календарных дней;

— ведущим консультантам, консультантам, главным специалистам-экспертам, ведущим специалистам 2-го разряда — 10 календарных дней;

— ведущим специалистам-экспертам, специалистам-экспертам, старшим специалистам 1-го, 2-го и 3-го разряда, специалистам 1-го и 2-го разряда — 6 календарных дней.

В российских учреждениях наличие ненормированного рабочего дня влечет и надбавки к заработной плате, и дополнительный отпуск. Так, приказ МИД России от 29 декабря 2006 г. № 21000 "О продолжительности ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков в центральном аппарате МИД России, территориальных органах — представительствах МИД России на территории Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных организациях" в целях обеспечения социальных гарантий федеральным государственным гражданским служащим и работникам центрального аппарата МИД России, территориальных органов — представительств МИД России на территории РФ, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных организациях, а также компенсации дополнительной нагрузки при выполнении ими служебных функций установил:

— федеральным государственным гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности, предоставлять ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней, а должности федеральной государственной гражданской службы иных групп, предоставлять ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней;

— федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате МИД России, территориальных органах МИД России, загранучреждениях, предоставлять помимо ежегодного основного оплачиваемого отпуска дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы, но не более 10 календарных дней.

— федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата МИД России, территориальных органов МИД России, загранучреждений за ненормированный рабочий день предоставлять ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск от 15 календарных дней гражданским служащим, замещающим высшие должности гражданской службы, до шести календарных дней гражданским служащим, замещающим младшие должности гражданской службы. Причем дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день предоставляется сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет.

Документ содержит и Перечень должностей в центральном аппарате МИД России, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных организациях, территориальных органах — представительствах МИД России на территории РФ, предполагающих выполнение работы в режиме ненормированного рабочего дня, включающий 92 позиции.

В Минюсте России вопросы отпуска регулируются Служебным распорядком Центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации, являющимся приложением к приказу Минюста России от 1 ноября 2007 г. № 206.

Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет и ненормированный служебный день в системе Федерального архивного агентства установлен приказом Росархива от 15 июля 2005 г. № 136-лс "О ежегодных оплачиваемых отпусках и дополнительных оплачиваемых отпусках за выслугу лет и ненормированный служебный день". Он установлен продолжительностью 14,12,10,8 и 6 календарных дней по высшей, главной, ведущей, старшей и младшей группам должностей соответственно.

Большинство ведомственных актов об отпусках, регулируя продолжительность отпуска по конкретным должностям в своем ведомстве, одновременно наносят удар по сущности государственной службы как службы государству, а не ведомству. Получается, что в каждом ведомстве свои нагрузки и свои компенсации. Государство как единый механизм с единой государственной службой расчленяется на удельные ведомства. Это принципиально неверно.