Вопрос 38. Отмена крепостного права и аграрная реформа 1861 г. в Беларуси

Кризис феодально-крепостнических отношений 40-50-х гг. XIX в., поражение в Крымской войне показали необходимость модернизации существующего строя. В 50-70-е гг. XIX в. были разработаны и проводились реформы в экономической, политической и культурной жизни Российской империи, в том числе и в Беларуси. Центральное место занимала крестьянская реформа. Ее подготовка началась с литовско-белорусских губерний. Рескрипт (указ) Александра II от 20 ноября 1857 г. Виленскому генерал-губернатору В.И. Назимову разрешал местным помещикам создать три губернских комитета и общую комиссию в Вильно дня подготовки местных проектов отмены крепостного права. 19 февраля 1861 г. были подписаны документы, ставшие юридической основой для проведения крестьянской реформы.

На территорию Беларуси распространялось действие "Общего положения" и местных "Положений": для Могилевской, восьми уездов Витебской губернии, где существовало общинное землепользование, и для Гродненской, Минской, Виленской и части Витебской губерний, где было издавна распространено подворное землепользование.

Крестьяне получили личную свободу и ряд гражданских прав (без согласования с помещиком решать семейные дела, заключать гражданские и имущественные сделки, открывать торговые и промышленные предприятия, переходить в другие сословия). Земля оставалась в собственности помещиков. Крестьяне, которые на момент реформы пользовались помещичьей землей, получали надел. В Могилевской и Витебской губерниях крестьянский надел на мужскую душу составлял от 1 до 5,5 десятины. В Виленской, Гродненской, Минской губерниях они получали дореформенный надел. За пользование землей они выполняли повинности (барщину и оброк). Если размер надела превышал установленную норму для данной местности, то помещик мог отрезать излишек в свою пользу. В 1861-1863 гг. мировые посредники, назначенные из местного дворянства, составляли уставные грамоты (государственные акты, определявшие размеры и виды повинностей временнообязанных крестьян).

"Положения" вводили систему крестьянского самоуправления. Для реализации реформы на местах создавались специальные органы: губернские по крестьянским делам присутствия и уездные мировые съезды. Крестьяне выбирали сельскую администрацию: сельского старосту, волостное правление, волостного председателя и волостного судью.

Крестьяне могли получить землю в собственность, но только за выкуп. Выкупная сумма должна была обеспечить помещику ежегодный доход, равный дореформенному годовому оброку. Такую сумму подавляющее большинство крестьян не могло выплатить. 20-25% этой суммы крестьяне платили сами. 75-80% - государство в виде ценных бумаг, а крестьяне в течение 49 лет должны были погасить ссуду и 6% годовых за кредит государству. После заключения выкупной сделки с помещиком прекращалось временнообязанное состояние. Однако крестьянин не становился полноправным хозяином надела, так как входил в общину. Он не мог продать надел, сдача надела в аренду ограничивалась пределами общины. Только досрочная выплата всей выкупной суммы давала возможность выйти из общины. Выкупные платежи тяжелым бременем легли на крестьянское хозяйство и вынуждали его включаться в рыночные отношения.

Существенные изменения в реализацию реформы в Беларуси внесло восстание 1863 г. Специальным указом Александра 11 временнообязанные отношения прекращались в Гродненской, Виленской и Минской губерниях с 1 мая 1863 г., в Могилевской, и Витебской - с 1 января 1864 г. Крестьяне срочно, без согласия помещика, переводились на выкуп, назначалась перепроверка уставных грамот, размер выкупного платежа снижался на 20%. Белорусским крестьянам была возвращена часть отрезков, но и после этого крестьянские наделы не достигли дореформенного размера. Землей наделялись крестьяне, которых помещики обезземелили в периоде 1846 до начала реформы. Крестьяне государственных имений, платившие оброк, сразу переводились на выкуп и становились собственниками своих наделов. В целом крестьянская реформа способствовала переходу от феодально-крепостнической системы к капиталистическому рыночному хозяйству.