Отличительные признаки креативного образования

Креативное образование имеет ряд отличительных признаков. Их можно рассмотреть в следующей последовательности и связи.

1. Системологическое построение образовательного процесса. Возможность и потребность творчества появляются только тогда, когда получаемые и уже имеющиеся знания составляют гармоничную целостность, дополняют и усиливают друг друга, когда их сочетание направлено на формирование творческого потенциала, поиск и развитие индивидуальных способностей. Именно поиск. Ведь не всегда человек знает о своих способностях, и очень часто образовательный процесс "накачивает" человека знаниями, но при этом не позволяет ему раскрыть свои способности, понять и почувствовать свою индивидуальность. Это бывает, когда узкая специальность или специализация довлеют над человеком в течение всего образовательного процесса или когда главной установкой является запоминание обширного учебного материала и воспроизведение его в период экзаменов, когда учебный материал оторван от личности и абстрактен относительно индивидуальной деятельности человека. Иногда излишне прагматическая направленность обучения не способствует развитию и реализации творческих способностей, вредит этому и преувеличенная "практическая информативность", когда дается много практической информации без осмысления причин успеха, тенденций развития, прогнозов, влияния изменений в макросреде и пр. (очень часто это наблюдается при обучении в школах бизнеса).

Сегодня учебный план образовательного процесса строится все еще примитивно. Главными исходными принципами его создания чаще всего являются простой априорный перечень дисциплин, произвольное, субъективное установление их объемов, и случайное, в лучшем случае приблизительное, распределение по этапам обучения (семестрам, неделям, месяцам и пр.).

Существует в нашей практике понятие "образовательная программа", но им оперируют иногда как синонимом понятия "учебный план". Иногда хотя и выделяют компоненты образовательной программы, такие как цель образовательного процесса, педагогический потенциал, методическое обеспечение, технологические возможности, знания и навыки, но рассматривают их как независимые или дополняющие друг друга.

Системологическое построение образовательного процесса предусматривает и требует согласования и гармоничного сочетания всех элементов образовательной программы. Основой такого сочетания является формирование потребности в творчестве при практическом использовании знаний. Такая потребность возникает при соединении различных дисциплин определенным образом. Композиция знаний рождает и стимулирует творчество. Это не трудно доказать практически, труднее это реализовывать в нашей сегодняшней практике (рис. 5.16).

Существует мнение, что проблема композиции несущественна. Главное – дать побольше специальных знаний, конкретики, прагматики, знаний, которые дают сиюминутный эффект. Мало кто сейчас обращает внимание на конфигурацию знаний, их взаимодействие, технологию освоения. А именно эти факторы и определяют формирование творческих потребностей и творческого потенциала менеджера.

Очень показательными в этом отношении могут быть некоторые варианты известной программы профессионализации менеджмента MBA {Master of Business Administration). Она возникла не как жесткая программа, имеющая установленный перечень дисциплин, а как некая философия подготовки современного менеджера, которая допускает и даже предполагает различные сочетания дисциплин, но при этом ориентирована не столько на наполнение узкоспециальными знаниями, сколько на развитие способностей к предпринимательской деятельности, искусства менеджмента. На это направлены и методики представления знаний и их освоения в данной программе.

Рис. 5.16. Конфигурация знаний, формирующих профессиональные компетенции современного менеджера

Но не всегда программы MBA являются именно такими. Во многих модификациях, особенно в современной практике нашей страны, они не являются эталоном образовательной программы, ориентированной на развитие творчества, на креативный менеджмент.

2. Технология образовательного процесса также оказывает существенное влияние на развитие творческих способностей менеджера. Можно провести простой практический эксперимент. Возьмет две группы с одинаковым потенциалом знаний, опытом практической деятельности (если это второе или дополнительное образование), идентичными личностными характеристиками. Далее одной группе будем давать знания в одной последовательности, а другой группе – в иной. Потом при помощи тестирования оценим совокупность изменений, которые произошли при получении одинакового объема знаний, у одних и тех же преподавателей, но по разным технологическим схемам. Результаты будут существенно различаться.

Технология образовательного процесса определяет возникновение в сознании человека определенных связей и взаимодействий знаний, их ранжирование относительно установок профессиональной деятельности, их практической значимости в конкретных ситуациях (рис. 5.17).

Рис. 5.17. Факторы эффективности технологии креативного образования

Вспомним, сколько различных подходов предлагалось в прошлом к технологическим схемам образовательного процесса. Это и непрерывная (растянутая) математическая или гуманитарная подготовка в одном случае и последовательная – в другом. Были попытки начинать учебный процесс специальной подготовкой прямо с первых курсов: сначала введение в специальность, далее весь срок обучения – специальные дисциплины, которые являлись главным стержнем образовательного процесса, а все гуманитарные, естественно-научные и фундаментальные дисциплины рассматривались как сопутствующие и дополняющие. Были предложения минимизации лекционных занятий в общем объеме дисциплин, индивидуализации образовательного процесса посредством усиления и расширения самостоятельной работы. Все это технологические характеристики, изучение которых в отдельности не дает эффекта, если не связано с вполне определенной контролируемой целью и не рассчитано по конкретным ее критериям.

Сегодня нам необходимо изменение технологии образования в полном комплексе ее характеристик и ориентирование ее на цели формирования творческого потенциала менеджера.

3. Известно, что существует множество разнообразных методов получения знаний. Эффективность этих методов для развития творческих способностей человека различна. Одни методы ориентируют его на механическое и количественное накопление знаний, другие – на творческое оперирование ими в решении практических проблем, развитии самостоятельного мышления. Здесь, может быть, самым главным является не изучение операций профессиональной деятельности, а изучение себя в совокупности операций профессиональной деятельности. В соответствии с этим особое значение приобретает разнообразие методических приемов, используемых в образовательном процессе. Их комплекс позволяет студенту или слушателю искать индивидуальные комбинации и дает ощутимый эффект в области креативного менеджмента.

Методическое обеспечение образовательного процесса сегодня строится главным образом на учебниках и учебных пособиях. Но представление о том, каким должен быть учебник, явно устарело. Учебников по менеджменту выпущено уже очень много. Они различны по структуре, акцентированию материала, стилю изложения, объемам, но совершенно одинаковы по характеристикам креативного потенциала, иначе говоря, не дают возможности творческого осмысления знаний, погружения в проблематику. Они не имеют компьютерных программ, которые, сопровождая учебник, способны усилить восприятие концепции, представить ее в ином технологическом ключе, "проиграть" знания, дать самооценку и сделать самоанализ понимания материала.

Современная компьютерная техника должна работать на креативное образование.

Сегодня в нашем образовании, особенно в бизнес-образовании, подготовке менеджеров большое распространение получило обучение по кейсам. Это, безусловно, хорошая тенденция, которая соответствует целям креативного образования. Кейсы учат мыслить самостоятельно и творчески, приближают обучение к конкретным практическим ситуациям, способствуют овладению инструментарием практического анализа. Но при этом следует помнить, что сведение всего образовательного процесса к кейсам (а именно такие тенденции могут возникнуть) может быть не менее опасно с точки зрения эффективности образования, как и сведение всего образовательного процесса к монологовым лекциям преподавателя.

Творческий потенциал формируется на основе разнообразия, выбора, оценки альтернатив, осознания цели. Все это необходимо предусматривать в технологии образования.

4. Важным фактором креативного образования является достаточная фундаментальная подготовка. Нередко в современном образовании наблюдается своеобразная борьба двух тенденций. С одной стороны, существует стремление к теоретизации образования, математическому обобщению и абстрагированию, с другой – к прагматизации, детализации, предельной практической конкретности. И то и другое в преувеличенном виде не дает ощутимого эффекта. Абстрактность стимулирует привычку не замечать частности, не обращать на них внимания. Повторим еще раз замечательную пословицу: "Дьявол кроется в мелочах". В работе менеджера иногда именно мелочи являются непреодолимым препятствием при решении проблемы.

Но и излишняя детальная конкретность не является благом. Она притупляет стремление видеть не только полный состав своих профессиональных обязанностей, но и внешнюю среду профессиональной деятельности, она не стимулирует развитие перспективного мышления, глубины понимания проблем, ощущение "фактора времени".

Большой проблемой в современном образовании является оптимальное сочетание теоретического и практического освоения профессиональной деятельности. Но проблема глубже. Фундаментальное образование – это не только освоение теории, как это нередко представляется. Это образование, которое обладает систематизирующим эффектом, что, может быть, и является фундаментом последовательного и практически эффективного наращивания знаний в профессиональной деятельности, способствует непрерывному образованию и стимулирует его, это перспективное образование, позволяющее предвидеть будущее, оценивать тенденции развития.

5. Креативное образование – это образование проблемное, не только по методическим, но и по структурно-предметным характеристикам. Как сегодня строится структура учебных дисциплин, по каким принципам они выделяются? Главными среди них являются сложившиеся области знаний, в соответствии с которыми происходит дифференциация наук, действующих традиций, возможностей и специализации преподавателей. Такой подход слабо стимулирует развитие проблемного мышления, иногда вообще расходится со структурой реальных проблем (рис. 5.18).

Рис. 5.18. Проблемы, возникающие в сфере креативного образования менеджера

Главным фактором построения креативного образования, его структуризации, методики является проблема. Нам очень важно это осознать. Ведь деятельность менеджера – это решение проблем, и только в процессе этой деятельности он использует знания и видит их необходимость и ценность. У нас в системе высшего образования стало традицией, что образовательный процесс начинается с гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, далее дается общепрофессиональная и специальная подготовка, а в заключение идут специальные дисциплины. Задумаемся, оправдано ли это? Некоторые уверенно ответят: да. И аргументируют тем, что эти циклы подготовки имеют разное назначение в структуре профессионального сознания. Одни определяют общий уровень образования и культуры, методологию мышления, другие – специальные знания и навыки. Профессия – это сплав культуры, характера мыслительной деятельности и специальных знаний и навыков. Это верно, с этим невозможно спорить. Но какими средствами и всегда ли мы достигаем этого сплава? В современном образовательном процессе нередки случаи, когда эти циклы отчуждены друг от друга или даже находятся в противоречии. И источником этого отчуждения иногда бывают сами преподаватели или руководители образовательных учреждений. Были случаи, когда в порыве демократизации образования предлагалось вообще отказаться от цикла гуманитарных дисциплин как от лишних, засоряющих учебный процесс. Поскольку нет возможности полностью отказаться от дисциплин гуманитарного цикла (есть Государственный образовательный стандарт), возникает стремление свести их к минимуму, варьируя объемными характеристиками. Можно изменить название, например "Философия машиностроения", "История техники", "Техническая культура". Сами по себе это весьма интересные дисциплины. Но в концептуальном отношении они не представляют достаточно полно гуманитарные знания. Проблема профессионального становления проявляется в структуре и соотношении знаний, в статусе и приоритетах их представления в учебном процессе.

Эффективность профессионального сознания определяется гармонией знаний, т.е. их сочетанием, сопряжением, структурой.

Но проблемность проявляется не только в структуре дисциплин, но и в методике их представления. Можно давать знания в виде устоявшихся, общепринятых положений, апробированных рекомендаций, бесспорных трактовок и т.д., но можно – и это в большей мере соответствует задачам креативного образования – в виде непрерывного циклического процесса развития знаний, в котором главную роль играет проблема и пути ее разрешения. Это методика генезиса знаний, представления их через проблему, всегда являющуюся источником как возникновения и оформления знаний, так и их эффективного и творческого освоения в образовательном процессе (рис. 5.19).

6. Современное креативное образование невозможно предетавить без еоответетвующей его организации.

Главными в организации креативного образования являются такие факторы, как возможность выбора дисциплин, формирование образовательных групп, учебная нагрузка слушателей или студентов, формы, количество и распределение контрольных мероприятий. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Рис. 5.19. Приемы креативного образования

Выбор дисциплин, возможность самостоятельного формирования образовательной программы или участия в ее формировании имеет большое значение в процессе креативного образования. Сегодня студент или слушатель лишен возможности выбора дисциплин по собственной инициативе. Это лишает его возможности и мотивирования более глубокого осмысления своих способностей, образовательных потребностей и своей деловой карьеры. Сегодня существует диктат образовательного учреждения. Это часто объясняют Государственным стандартом, который тоже довольно жестко устанавливает набор обязательных дисциплин – 70% общего количества учебной нагрузки. Конечно, эту величину можно было бы уменьшить. По готовы ли вузы предложить дисциплины по свободному выбору?

В системе дополнительного образования, где не действуют государственные стандарты, положение лучше. Но и здесь выбор дисциплин небогат. Все упирается в организационные возможности дифференциации обучения по индивидуальным образовательным программам. Это величина группы, квалификация и нагрузка преподавателя, финансовые возможности, использование аудиторий.

Но ведь креативное образование – это новый тип образования, который невозможно достигнуть только организационной перестройкой. Он требует и финансовых вложений, и повышения квалификации преподавателей, и мотивирования творчества в их работе, и создания условий для инновационной деятельности. Можно и плату за обучение дифференцировать в зависимости от количества и качества предлагаемых учебных курсов, а также реального квалификационного уровня преподавателя, оцениваемого при помощи соответствующих тестов.

Формирование образовательных групп – тоже важный момент в креативном образовании. От того, как сформирована группа, зависит установление социально-психологической атмосферы поиска, творчества, сотрудничества, интеграции интеллектуальных потенциалов. Учебная группа должна быть творческим коллективом.

Учебная нагрузка и слушателя, и преподавателя может быть ориентирована либо на получение или передачу знаний, либо на формирование профессионального, творческого сознания, которое предполагает осознание знаний с позиций собственной индивидуальности, перспектив дальнейшего развития, понимания профессии, системы ценностей. Это предполагает определенную интенсивность освоения курсов, погружение в их проблематику, оптимальный ритм учебного процесса, практическое мотивирование глубины знаний и понимание их проблемности.

На творчество должен быть ориентирован и контроль знаний. Нужно оценивать не их объем, а полноту, системность, устойчивость, инструментальность (возможность использования), глубину. Формы контроля могут и должны быть разнообразными: письменные работы, тестирование, собеседование, экзаменационные испытания, проектирование и др.

7. Важным признаком креативного образования является его мотивация. Каждый вид образования опирается на определенные мотивационные факторы. Ими могут быть профессиональный статус, подтвержденный дипломом, потребность интеллектуального развития, реализация индивидуальных способностей, обогащающее общение со специалистами, профессиональные амбиции, потребность в знаниях и навыках для успешной профессиональной деятельности (знание языка, владение компьютером и пр.), жажда открытий, "мода" на образование.

Конечно, все эти факторы действуют в совокупности. Но так или иначе человек всегда отдает чему-то предпочтение, какой-либо из этих факторов является приоритетным, доминантным, ярко выраженным в его поведении.

Действием факторов мотивирования можно управлять в образовательных процессах, используя методы, которые соответствуют сути и содержанию креативного образования. Например, можно проводить обучение без выдачи диплома, проверять не знания, а тин профессионального мышления, оценивать не точку зрения, а ее аргументированность, поощрять не правильность выводов (решений), а их практическую эффективность.

Креативное образование является важнейшим условием и критерием качества подготовки современного менеджера.