Отличительные черты менеджмента в публичном и частном секторах

Напомним, что уже с XX в. в науке управления принято выделять государственное управление как особую область, признав принципиально отличными ее цели, технологии и методы анализа. Они зафиксированы в табл. 1.4.

Таблица 1.4. Отличия между менеджментом и государственным управлением

Критерии различия

Государственное управление

Менеджмент

Цели управления

Порядок в стране и благополучие граждан

Рост прибыли па предприятии

Сфера деятельности

Государственный аппарат (государственные службы)

Предприятие

Задачи управления

— Минимизация налогов;

— повышение качества государственного обслуживания;

— удовлетворение жителей правительством;

— рост экономики и занятости;

— минимизация социальных конфликтов: снижение диспропорций между социальными группами, регионами и др.

— Рост прибыли;

— формирование устойчивых предпочтений населения к своей продукции;

— поиск дешевых сырьевых рынков;

— постоянное обновление производства;

— минимизация социальных конфликтов на предприятии;

— экологичность продукции и т.д.

Применяемые технологии воздействия

— Выбор президента страны и его программы;

— законы и подзаконные акты;

— назначение руководителей государственных служб и подразделений;

— отчетность правительства перед населением (его представителями) и др.

— Планирование деятельности; маневрирование кадровым составом;

— конкуренция за сырье, персонал, государственные закупки, рынки сбыта;

— рекламная политика;

— повышение качества обслуживания потребителей и др.

Показатели эффективности управления

Динамика численности населения, рост ИЧК[1], эффективность государственных расходов, экология и т.д.

Рост прибыли, объема производства, высокие оценки потребительского предпочтения и др.

Методы оценивания результатов

Мониторинг социально-экономических показателей страны

Выполнение внутренних планов предприятия

При этом государственное управление, проводя административные реформы и стремясь повысить эффективность своей работы, перенимает принципы частного менеджмента. В разных странах доля сфер государственного управления, регулируемых менеджментом, может быть больше или меньше. В США и Европе эта технология становится доминирующей, что воплотилось в новом термине "государственный менеджмент". Приведем определение, составленное "западными" специалистами: "государственный менеджмент имеет дело с теми же задачами, что и менеджмент в любой другой области, — составлением бюджета и управления финансами, руководством людьми и использованием информации... От государственного менеджера требуется, с одной стороны, доказывать свой профессионализм, с другой — соблюдая этические нормы госслужбы, уметь улавливать тенденции развития политической системы".

Понятно, что менеджмент в государственных организациях и коммерческих фирмах существенно различается. Так, государственные менеджеры обязаны отчитываться перед политиками, группами по интересам и даже населением. Эта отчетность существенно сужает степень их самостоятельности. Законодательство ограничивает возможности найма и увольнения чиновников, что отсутствует в фирмах.

Государственный менеджмент — это способ организации государственного управления, направленный на повышение его экономических характеристик, таких как эффективность, прозрачность и успешность в достижении поставленных целей. Исследователи выделяют три этана в его развитии: первый (1880—1932) выделял экономическую цель как основу контроля, что предполагало акцент на снижение расходов на государственное управление; второй (1933—1960) актуализировал внимание на проблемах результативности (или продуктивности), т.е. предполагал сопоставление результатов и затрат; третий — реализуемый и поныне — предполагает повышение эффективности за счет результативной работы аппарата, т.е. поиск активных и умеющих решать поставленные задачи чиновников, повышение их компетентности через постоянное обучение.

Чтобы принцип менеджмента мог реализовываться, государственным службам создаются условия автономности в решении оперативных задач, что воплощается в их трансформации в агентства или форму специального обособления части государственной службы с целью оптимизации ее управления, а также возможности внешнего контроля за ходом исполнения ею своих обязанностей и повышения эффективности работы. Это независимая структура, организованная для выполнения определенной работы. Они бывают федеральными или региональными.

Агентства — основная форма организации исполнительной власти за рубежом. Они многообразны по форме и месту в структуре управления. Так, в Финляндии велика роль централизованного агентства при премьер-министре страны. Широко применяется практика отделения агентств по направлениям управления: экономика, культура, кадры и т.д. В нашей стране агентства стали образовываться на волне административных реформ. В 2014 г. на федеральном уровне их было 251.

При этом во всех странах сохраняется звено, где деятельность работ-пиков основана на подчинении плану. В первую очередь, это контролирующие звенья: министерства, ведомства. Их можно называть по-разному: плановые или центральные органы. В любом случае, они являются стержневым звеном государственного механизма, занимая высшие позиции в управленческой иерархии.

У каждой модели есть свои достоинства и преимущества, поэтому какую бы модель — плановую или рыночную — ни выбрало государство как базовую, оно использует сегменты или сферы, допускающие применение альтернативной. Так, государственный менеджмент, осуществляемый "западными" странами, дополняется механизмами контроля, отчетности и планирования, что свойственно иерархической модели. Министерства (структуры планового управления) внедряют экономические показатели в отчетность, вводят технологии рыночной мотивации персонала.

Итак, отметим, что государственное управление постоянно ищет новые формы повышения эффективности своей работы, одной из которых стало внедрение менеджмента. Считается, что этот метод способствует внедрению принципов конкуренции, повышает уровень ответственности, создает основу для внедрения контроля. Менеджмент применяется в управлении государственными структурами в большинстве стран мира, для чего часть подразделений переведена в статус агентств или автономных звеньев, выполняющих оперативные функции от имени государства.