Открытые школы

Типичными образцами экспериментальных общеобразовательных заведений за рубежом оказались так называемые открытые школы. Десятилетняя француженка Кармен Облуа так мечтает о такой школе: "Это будет просторный дом под красной черепицей. Он виден отовсюду. По утрам и вечерам звенит серебряный колокольчик, созывая своих обитателей. Посреди школьного двора возвышается ель. Рядом журчит фонтан. Цветущие астры обрамляют двор. В большом светлом зале отдыха и игр можно укрыться во время перемен в ненастную погоду. После занятий дети раскатывают по двору на голубых и розовых самокатах. Солнце освещает прекрасную школу". Кармен не одинока в своих мечтах. Эти мечты пытались сделать явью организаторы открытых школ.

Первые открытые школы возникли в 1960-х гг. в Англии, затем появились в США, Франции и других странах. Они получили распространение в начальном и отчасти среднем образовании. Открытые школы явились определенным ответом на утерю монополии регулярного образования, на нехватку для образования времени, которое учащиеся проводят в стенах учебных заведений. Инициаторы открытых школ призывают превратить школу в "социальное воспитательное" учреждение, где предусматривается тесная взаимосвязь с окружающим миром, формирование свободной, склонной к самообразованию личности.

Учредители открытых школ видят необходимость в нетрадиционной архитектуре учебного заведения. Одна такая школа в Лилле (Франция) размещается в одноэтажных корпусах с раздвижными внутренними стенами, залом – амфитеатром, спортивным гимнастическим залом. В каждом классе особый мозаичный интерьер. Необходимость иных зданий вызвана во многом нехваткой помещений. Обычные учебные заведения не располагают специальными классами для внеклассной деятельности, наличие которых предусматривается при открытом обучении. Впрочем, формула "открытая школа" не обязательно означает, что учебное заведение размещается в нетрадиционном по архитектурному исполнению здании. Сторонники "открытой школы" отмечают, что важны не столько иные здания, сколько новые методы и организация обучения.

Концепция открытого обучения, однако, довольно размыта. Показателен диалог посетителя и директора одной из открытых школ:

Посетитель: Думаю, у открытой школы нет универсального определения.

Директор: Пожалуй, вы правы...

Многие педагоги в подобной расплывчатости увидели "огромное поле для интерпретации". Американец Р. Барт пишет: "Открытая школа означает распахнутые двери: классные комнаты открыты для свободного входа и выхода... Время тоже открыто: не существует никаких ограничений и расписания...".

Пожалуй, наиболее внятно объясняет сущность открытой школы американец К. Роджерс. Он делит цели открытого обучения на две группы: аффективные и когнитивные. Первая группа предусматривает осознание своего "Я", развитие эмоциональной сферы. Речь идет об усвоении (самостоятельно и с помощью учителя) конкретных знаний и навыков на основе текущих и дальних интересов и потребностей.

Вторая группа целей – развитие критического мышления, способности к творчеству, умений различать и решать проблемы, навыков общения. При осуществлении дидактических целей предлагается так называемое обучение-открытие. Под ним понимается, что учитель и школьник не должны предвидеть результаты образования. В открытом обучении ставится на центральное место самореализация учащегося, соотнесение содержания и темпов усвоения учебной программы с возможностями личности: "Открытые классы – место применения вертикальной и горизонтальной индивидуализация обучения: дети обучаются быстрее или медленнее, в зависимости от того, что считают важным и интересным", – пишет К. Роджерс.

В открытых школах часто отказывались от фиксированных занятий и уроков. Работа организовывалась в малых и больших временных и постоянных группах: "сильные", "слабые", "отсталые". Для детей "слабого" уровня организуются дополнительные занятия в "группах поддержки". Преуспевающие в каком-либо предмете могут изучать курс старшего класса. Применялись персональное обучение под контролем учителя, занятия, требующие значительной степени уединения (музыка, иностранный язык) и пр. Учебные классы специализированы: фактически это кабинеты для тех или иных занятий. В классе родного языка собраны библиотечка, образцы письменных работ. В классе математики – различные учебные пособия, порой несколько неожиданные, например разноцветная тара от пищевых продуктов, используемая для наглядности упражнений. Преподаватели не засиживаются за столом. Они всегда среди детей: советуют, ободряют, контролируют. Ученики находятся в постоянном контакте с "командой" педагогов, к любому из которых можно обратиться за помощью. Класс закрепляется за учителем на один из периодов образования. В начальной школе расписание позволяет работать в классе нескольким учителям, а не одному, как обычно. Когда среди учащихся провели опрос относительно такого нововведения, 90% ребят заявили, что оно их устраивает, поскольку можно выбрать того учителя, который больше нравится. Но были и такие, кого непрестанная смена преподавателей нервировала.

Во второй половине дня учащиеся проводили много времени на открытом воздухе, совершали учебные экскурсии. Организуется разнообразная деятельность учащихся в "группах по интересам". Они заняты различными делами: решением математических задач, упражнениями по родному языку, музыкой, постановкой театрализованных сценок, рисованием и пр. Школьников можно встретить в библиотеке, "поливалентном зале" – помещении для всяческой деятельности, в учебных мастерских. Жизнь школы выплескивается за стены учебного заведения.

Приведем два примера открытого обучения. Вот как выглядел день восьмилетнего Мишеля из открытой школы в Реймсе (Франция). В 8.30 Мишель по звонку отправляется в группу "сильных" на занятия французским языком. Занятие длится до 9.30. Затем следует 15-минутная перемена в школьном дворе. В 9.45 Мишель занимает свое место в группе "сильных" для занятий математикой. С 10.45 до 11.00 – вторая перемена, после чего Мишель возвращается на полчаса в кабинет родного языка. В 11.30 Мишель идет домой – пообедать и отдохнуть. В 13.30 возвращается в школу. Теперь опеку над ним берет "главный учитель" класса. Весь класс – "сильные" и "слабые" – собирается вместе. С 13.30 до 15.00 – ручной труд или рисование. Затем тридцатиминутная перемена, во время которой ученики расходятся по клубам интересов. Мишель предпочитает клуб народных танцев. В 16.45 – конец учебного дня.

В открытой школе в г. Сен-Пол (штат Миннесота, США) ученик мог обратиться за помощью и советом к учителям, чтобы составить индивидуальный план работы и получить оценку своей деятельности. Широко практиковались образовательные экскурсии на различные предприятия и в деловые конторы. Учащимся предлагали собирать и использовать при учебной работе сведения об экономической, культурной, политической жизни города. В программу включены "руководящие направления": театральные представления, чтение, развитие речи как средства самовыражения, изучение окружающей природы, практическая математика, ремесла, музыка, физическая культура.

При открытых школах создаются так называемые Дома детства. В таком случае школа оказывается местом регулярных занятий не только в обычные дни, но и в выходные и каникулы. По свободным от урочных занятий дням школа находится в распоряжении ребят близлежащих кварталов. Школьники приходят сюда в клубы, на спортивную площадку. У каждого Дома детства свои особенности. Скажем, в Доме детства при открытой школе Шалон-на-Соне (Франция) действует яхтклуб. Управляют Домами детства представители местных властей, работники школы и родители. Средства на их организацию складываются из бюджета мэрии и семей.

Открытое обучение было реализована также в эксперименте, получившем название "школа без стен". Ее смысл – параллельное обучение в обычной школе и за ее пределами. Обучение позволяет сократить наполняемость классов. Для занятий используются не только школьные помещения, но и деловые конторы, промышленные предприятия и пр. Первая школа без стен была создана в 1968 г. при колледже Паквей (Филадельфия). Учащихся можно было встретить в офисах и научных лабораториях, музеях и театрах, универмагах и закусочных, где они выполняли те или иные учебные задания. В итоге город становился для них местом обучения. Базовые академические дисциплины изучались в колледже на двухчасовых групповых занятиях четыре раза в неделю. Еженедельно проводились итоговые собрания, в которых принимали участие ученики, учителя, директор. Как считают инициаторы школы без стен, подобная организация вносит в жизнь школьника разнообразие, обостряет интерес к учебе.

Вариантом открытого обучения можно считать эксперимент "город как школа" в 1970–1980-х гг. (США, Германия). Ученики приобретали знания путем практического участия в жизни различных городских организаций и институтов. Иностранные языки они изучали в редакциях газет, математику и информатику – в вычислительных центрах, физику и химию – в научных лабораториях, историю – в музеях. Полученные опыт и наблюдения обсуждались в классе при прохождении учебных курсов.

Практика открытой школы выглядит как перспективный путь интеграции учебной и внеклассной педагогической работы. Среди стимулов создания такой школы – надежда удешевить образование. По подсчетам Дижонского Института экономики образования (1980), "открытое обучение" в силу использования внешкольных каналов вдвое дешевле, чем обычное.