Лекция 17. Отечественная педагогика и школа советского периода

Мы должны... научиться так организовывать воспитание, чтобы наши достижения характеризовались совершенствованием системы данной личности в целом.

А. С. Макаренко (1881–1939)

Направления и идеи в педагогической науке

Официальная педагогика 1920–1930-х гг.

Официальная педагогика декларировала амбициозный идеал – формирование всесторонне и гармонически развитой личности. За подобной формулой скрывались определенные идеологические и прагматические цели. Ведущим направлением официальной педагогики был перевод на язык воспитания и обучения марксистско-ленинской доктрины, политики коммунистической партии. Воспитание рассматривалось в первую очередь как политико-идеологическая формирование подрастающих поколений. Основными принципами педагогики провозглашались коммунистическая партийность, культ вождя. Единственно верной методологией педагогики объявлялось марксистско-ленинское учение.

В 1920–1930-е гг. официальную педагогику представляли ряд теоретиков и организаторов образования, прежде всего А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, Μ. Н. Покровский. Первый советский глава школьного ведомства Анатолий Васильевич Луначарский (1875–1933) занимался пропагандой коммунистических идей воспитания и осуществлением большевистских реформ школы. Он со всей определенностью подчеркивал целесообразность формирования человека в интересах общества. Луначарский поощрял использование современных идей, форм воспитания и образования, накопленных российской и зарубежной педагогикой. Надежда Константиновна Крупская (1869–1939) являлась проводником идей коммунистического воспитания молодого поколения. Крупской принадлежат статьи и брошюры по вопросам трудового обучения, политехнического образования, педагогического образования, дошкольного и внешкольного воспитания, содержания и методов обучения. Она определяла воспитательный процесс как целенаправленное и систематическое воспитание гражданина. Была теоретиком детского пионерского движения. Михаил Николаевич Покровский (1868–1932) выступал за академизм образования. Основной целью школы считал формирование "диалектико-материалистического миросозерцания воинствующего коммунизма и марксизма". Ратовал за идеологические чистки старой профессуры, был одним из инициаторов ликвидации автономии университетов.

Официоз, по сути, стремился к подавлению плюрализма педагогических идей и концепций. Искоренение инакомыслия привело к тому, что к середине 1930-х гг. идеи педологии были объявлены вредными и прожектерскими. Постановление "О педологических извращениях в системе Наркомпросов" (1936) положило начало преследованиям и разгрому ученых-педологов. Был нанесен удар по науке, знаменем которой было уважение особенностей, интересов и способностей детей. Тогда же опустился "железный занавес", фактически отрезавший отечественную педагогику от мирового педагогического сообщества.

Была сформулирована официальная концепция взаимозависимости воспитания, этнокультурного многообразия и общенациональной культуры в виде развития "национальных по форме, социалистических по содержанию" культур. Концепция вошла в противоречие между декларациями перспективы возникновения новой культурной общности – советского народа и курсом на ассимиляцию, уничтожение самобытности отдельных национальных культур. При рассмотрении образования в многоэтничном и поликультурном советском обществе доминировали идеи ассимиляции. Они обосновывали монокультурную общность, будучи продуктом мировоззренческих установок "единый народ, единый язык, единая страна, единая культура". Главная идея слияния наций в советский народ состояла в предположении, что нормативная культура большинства неизбежно поглощает языки и культуры меньшинств и что развитие советского общества может идти только в направлении сглаживания различий, к упрощению.

Советская педагогика, несмотря на давление официоза, не превратилась в идейный марксистский монолит. Ряд педагогов фактически шел вразрез партийным установкам о воспитании молодого поколения. Примерами служит творчество Π. П. Блонского, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, сыгравших большую роль в развитии отечественной педагогической науки.