Отделка в моде

Сегмент проектов с чистовой отделкой развивается в полной мере в городе, на загородные объекты эта тенденция распространяется в меньшей степени. По мнению Елены Карасевой, в ближайшие два-три года она все-таки получит активное развитие. "В подавляющем большинстве поселков готовые дома сдаются под черновую отделку. Часто – со свободной планировкой, без внутренних перегородок. Под белую отделку либо с выполненной отделкой обычно предлагаются только шоу-дома в поселках бизнес- и элит-класса. Говорить об объеме рынка пока не приходится: единичные примеры – не показатель. Тем не менее интерес к этой теме растет", – рассказывает руководитель службы маркетинга УК "ПулЭкспресс" Марина Агеева.

В 2013 г. на рынке вдобавок к традиционным коттеджным поселкам появились таунхаусы бизнес-класса. Раньше этот тип жилья мы наблюдали исключительно в сегменте "эконом".

"Поговаривают, что в Москве сейчас некий ренессанс таунхаусов бизнес-класса для постоянного проживания. Не могу сказать, что в Петербурге идут похожие процессы. Таунхаусы для постоянного проживания востребованы в пригороде либо в границах города. В поселках для сезонного проживания они не приживутся, это не тот формат: маленький участок, довольно высокая скученность – это не наша ментальность. Есть примеры хороших проектов, например Ollila в Курортном районе. Таунхаусы бизнес-класса, проект имеет продажи в течение нескольких лет, но он продается уже шестой сезон! Это показатель отношения покупателей бизнес-класса к жилью такого типа", – делится мыслями Светлана Невелева.

В коммерческих условиях объектов бизнес-класса руководитель отдела исследований рынка недвижимости компании Knight Frank St. Petersburg Тамара Попова видит две разнонаправленных тенденции. В востребованных поселках цены предложения стремились к увеличению. В проектах со слабой динамикой продаж цены предложения в ряде случаев даже уменьшались с целью привлечения покупателей. "Совокупность данных факторов обусловила сдержанный рост среднего показателя в поселках бизнес-класса. Годовой прирост средней цены домовладения в бизнес-классе составил 4%", – говорит Тамара Попова. "Цены на недвижимость в данном сегменте за год увеличились на 10–15%. В последнее время многие потенциальные клиенты осознали преимущества комфортного проживания за городом, поэтому спрос на объекты загородного рынка начал расти.

В фаворе находятся объекты, расположенные в инфраструктурно обеспеченных районах, при этом классность покупателей волнует меньше", – не согласна с коллегой директор департамента новостроек компании NAI Весаr Полина Яковлева.

Выход "в народ"

Находящиеся в работе проекты девелоперы пытаются адаптировать к реалиям. Эксперты говорят, что в последние полгода наблюдается тенденция к переориентированию некоторых поселков бизнес-класса на более низкие ценовые сегменты путем включения в объект небольших по площади домов и таунхаусов. "Эти меры позволяют увеличить ликвидность объектов, однако меняют их восприятие у представителей целевой группы, на которую девелоперы рассчитывали изначально", – поясняет Тамара Попова.

В результате в 2013 г. было продано на 39% меньше коттеджей бизнес-класса, чем годом ранее. Стабильные продажи происходят лишь в нескольких проектах, а в большей части коттеджных поселков сделки единичны или отсутствуют совсем. Это говорит о несоответствии качества строительства коттеджей уровню требований, предъявляемых покупателями к объектам бизнес-класса, убеждены специалисты. Закономерным они считают и то, что в некоторых поселках продажи были приостановлены, а в ряде объектов начались продажи участков без подряда.

Анализ динамики основных показателей на рынке загородной недвижимости в 2013 г. показывает, что темпы выхода новых проектов в высоком ценовом диапазоне замедлились. В условиях нестабильной рыночной ситуации и отсутствия свободных денежных средств девелоперы не рискуют начинать строительство новых коттеджных поселков. Некоторые девелоперы переориентировались на поселки более низкого класса либо заняли выжидательную позицию. Вымывание ликвидного предложения и недостаток объектов бизнес-класса, востребованных рынком, дают основания говорить о дальнейшем сокращении качественного предложения в этом сегменте. "Ситуацию могут поменять только позитивные макроэкономические изменения. Однако при всех неблагоприятных факторах мы все же ожидаем старта продаж в новых запланированных поселках", – убеждена Тамара Попова.