Отчет о совокупных доходах

Отчет о совокупной прибыли должен включать как минимум статьи, которые представляют следующие суммы за период:

o выручка;

o затраты по финансированию;

o доля предприятия в прибыли или убытке ассоциированных предприятий и совместной деятельности, учитываемых по методу долевого участия;

o расходы по налогам;

o отдельная сумма, которая складывается из прибыли или убытка после налогов от прекращенной деятельности и прибыли или убытка после налогов, признанных в результате измерения по справедливой стоимости за вычетом расходов на продажу или в результате выбытия активов;

o прибыль или убыток;

o каждый компонент прочей совокупной прибыли, классифицируемый по своему характеру;

o доля в прочей совокупной прибыли ассоциированных предприятий и совместной деятельности, учитываемых по методу долевого участия;

o общая совокупная прибыль.

Если статьи доходов и расходов являются существенными, предприятие должно раскрывать их характер и суммы отдельно.

Обстоятельствами, при которых статьи доходов и расходов подлежат отдельному раскрытию, являются:

o уценка запасов до величины чистой цены продажи или стоимости основных средств до возмещаемой стоимости;

o реструктуризация деятельности предприятия;

o выбытие объектов основных средств;

o выбытие инвестиций;

o прекращенная деятельность;

o урегулирование судебных споров;

o прочие реверсивные записи в отношении резервов.

Первой формой анализа является метод "по характеру затрат". Предприятие объединяет расходы в составе прибыли или убытка в соответствии с их характером (например, амортизация основных средств, закупки материалов, транспортные расходы, вознаграждения работникам и затраты на рекламу) без перераспределения в соответствии с их функцией в рамках предприятия. Этот метод прост в применении, поскольку нет необходимости перераспределять расходы на основе их функциональной классификации. Пример классификации на основе метода "по характеру затрат" выглядит следующим образом.

Выручка.

Прочий доход.

Изменения в запасах готовой продукции и незавершенного производства.

Использованное сырье и расходные материалы.

Расходы на вознаграждения работникам.

Расходы на амортизацию.

Прочие расходы.

Итого расходов.

Прибыль до налогов.

Метод анализа "по характеру затрат" классифицирует расходы в соответствии с их характером, которые не перераспределяются в соответствии с их различным назначением внутри компании.

В табл. 2.3 представлен примерный отчет о совокупных доходах, составленный по характеру затрат.

Таблица 2.3

Отчет о совокупных доходах за 200_ г. (иллюстрирующий классификацию расходов по характеру). Формат операционный (PROFIT AND LOSS STATEMENT)

Статьи

Отчетный

год

Предыдущий

год

Выручка

X

X

Прочие доходы

X

X

Изменения в запасах готовой продукции и незавершенного производства

(X)

(X)

Использованное сырье и потребляемые материалы

(X)

(X)

Заработная плата

(X)

(X)

Расходы на амортизацию

(X)

(X)

Прочие расходы

(X)

(X)

Сверхнормативные потери сырья, материалов, трудовых и производственных затрат

(X)

(X)

Затраты на финансирование

(X)

(X)

Доход от ассоциированных компаний

X

X

Прибыль до вычета налогов

X

X

Отчисление на налоги на прибыль

(X)

(X)

Прибыль после вычета налогов

X

X

Доля меньшинства

(X)

(X)

Чистая прибыль за период

X

X

Рассмотренный метол чаще применяется в небольших компаниях. Наряду с методом функций затрат, его используют такие страны, как Англия, Дания, Ирландия.

Второй формой анализа является метод "по функции затрат", или метод "себестоимости продаж", при использовании которого расходы классифицируются в соответствии с их функцией в качестве составной части себестоимости продаж или, например, затрат на сбыт или административную деятельность. Предприятие, использующее этот метод, раскрывает как минимум себестоимость своих продаж отдельно от прочих расходов. Этот метод может обеспечить пользователям более уместную информацию по сравнению с классификацией расходов по их характеру, однако распределение затрат по их функциям может потребовать произвольного распределения и значительных профессиональных суждений. Пример классификации на основе метода "по функции затрат" выглядит следующим образом.

Выручка.

Себестоимость продаж.

Валовая прибыль.

Прочий доход.

Затраты на сбыт.

Административные расходы.

Прочие расходы.

Прибыль до налогов.

Отчет о совокупных доходах, составленный по функции затрат, представлен в табл. 2.4.

Таблица 2.4

Отчет о совокупных доходах за 200_ г. (иллюстрирующий классификацию расходов по функции).

По назначению затрат, или по себестоимости продаж (PROFIT AND LOSS STATEMENT)

Статьи

Отчетный год

Предыдущий год

Выручка

X

X

Себестоимость продаж

(X)

(X)

Валовая прибыль

X

X

Коммерческие расходы

(X)

(X)

Административные расходы

(X)

(X)

Прибыль от продаж

X

X

Прочие доходы

X

X

Прочие расходы

(X)

(X)

Прочие затраты, не связанные с переработкой активов

(X)

(X)

Затраты на финансирование

(X)

(X)

Доход от ассоциированных компаний

X

X

Прибыль до вычета налогов

X

X

Отчисление на налоги на прибыль

(X)

(X)

Прибыль после вычета налогов

X

X

Неконтролируемая доля

(X)

(X)

Чистая прибыль за период

X

X

Выбор между методами "по функции затрат" и "по характеру затрат" зависит от исторических и отраслевых факторов, а также от характера предприятия. Оба метода выделяют те затраты, которые могут изменяться, прямо или косвенно, с изменением объема продаж или производства предприятия. Поскольку каждый способ представления имеет свои преимущества для различных видов предприятий, настоящий стандарт требует, чтобы руководство выбрало наиболее уместный и надежный способ представления. Тем не менее, поскольку информация о характере затрат полезна при прогнозировании будущих потоков денежных средств, при использовании классификации на основе функции затрат требуется дополнительное раскрытие информации.

Компании, классифицирующие расходы но функции, должны раскрывать дополнительную информацию о характере расходов, включая амортизационные расходы и расходы на оплату труда. В соответствии с действующим законодательством в России при составлении отчета о совокупных доходах применяется метод функции затрат. Данный метод также применяется в таких странах, как Бельгия, Испания и Франция.

Классификация касается только доходов и расходов по обычной (операционной) деятельности, остальные статьи одинаковы в обоих форматах отчета. Каждый из рассмотренных вариантов отчета о совокупных доходах позволяет получить один и тот же финансовый результат ( табл. 2.5, 2.6).

Таблица 2.5

Структура отчета о совокупных доходах (формат себестоимости)

Доходы

Административно-управленческие и коммерческие расходы

Себестоимость

Прочие доходы и расходы

Прибыль до налогообложения

Налог на прибыль

Чистая прибыль

Таблица 2.6

Структура отчета о совокупных доходах (формат затрат)

Доходы

Элементы затрат

Изменение запасов

Прочие доходы и расходы

Прибыль до налогообложения

Налог на прибыль

Чистая прибыль

Различие двух методов составления отчета о совокупных доходах заключается в том, что в отчете по характеру расходов отражается изменение стоимости запасов готовой продукции и незавершенного производства. Данный показатель отражает изменения в производственных расходах. Уменьшение запасов готовой продукции и незавершенного производства, оцененных по фактической себестоимости, означает их списание в расход. И наоборот, рост этих запасов отражается в производственных расходах со знаком минус. В отчете по функциям расходов такой показатель отсутствует. Остальные показатели доходов, расходов и прибыли в обоих форматах отчета о совокупных доходах совпадают. Расходы по финансированию включают оплату процентов и иные выплаты, связанные с привлечением заемных финансовых ресурсов. Прибыль от участия в ассоциированных компаниях включает доходы от участия в капитале и прибылях других компаний. Прибыль до налогообложения определяется как разница между перечисленными выше доходами и расходами. Расходы по налогу на прибыль признаются в соответствии с МСФО (IAS) 12 "Налоги на прибыль". Прибыль компании за период отражается с учетом доли меньшинства.

Важно!

Компания не должна раскрывать в отчете о совокупных доходах информацию но чрезвычайным статьям. Такая информация не должна также раскрываться в пояснительной записке.

В отчете о совокупных доходах больше не показываются чистая прибыль или убыток от операционной деятельности. В то же время последняя строка отчета теперь называется не "Чистая прибыль или убыток за период", а просто "Прибыль или убыток". В примечаниях или на лицевой стороне отчета о совокупных доходах компания раскрывает сумму дивидендов, признанных как дивиденды, распределенные между владельцами капитала за отчетный период, а также соответствующую сумму в расчете за одну акцию. При формировании отчета о совокупных доходах должны быть отдельно показаны суммы доходов и расходов, относящиеся к прекращаемой деятельности. В соответствии с МСФО (IAS) 35 прекращаемой деятельностью является часть компании, которая в соответствии с единым планом продается целиком или по частям либо ликвидируется. Такая часть компании, как правило, является ее отраслевым или географическим сегментом. К прекращаемой деятельности относятся следующие хозяйственные операции:

1) прекращение производства отдельных видов продукции в пределах их продолжающейся деятельности;

2) закрытие производственных мощностей для снижения затрат в целом по производству;

3) продажа дочерней компании, осуществляющей ту же деятельность, что и материнская компания.

При распределении прибыли за период предприятие должно раскрывать прибыль или убыток, относимый на неконтролирующие доли, и на собственников материнского предприятия.

Рассмотрим пример построения отчетов о финансовом положении и финансовых результатах.

ПРИМЕР 2.1

Условия: В октябре 2011 г. Майклом Стенли зарегистрирована компания Report и произведены следующие операции.

1. Вложено в дело 16 000 долл. в обмен на обыкновенные акции.

2. Куплено материалов на сумму 520 долл.

3. Куплено оборудование в кредит за 13 910 долл.

4. Получено 6500 долл. за оказание маркетинговых услуг.

5. Выплачена заработная плата в размере 1120 долл.

6. Оплачена аренда за первый месяц в размере 450 долл.

7. Погашена кредиторская задолженность в размере 1600 долл.

8. Выплачены дивиденды Майклу Стенли в размере 1500 долл.

Задание: Составьте отчет о финансовом положении (оборотно-сальдовую ведомость, отчет о совокупных доходах и отчет о нераспределенной прибыли) компании Report за октябрь 2011 г.

Решение: Отчет о финансовом положении компании Report за октябрь 2011 г. приведен в табл. 2.7 - 2.9.

Таблица 2.7

Оборотно-сальдовая ведомость компании Report за октябрь 2011 г., долл.

Статьи

А

E + L

Оборудование

Материалы

Денежные

средства

Собственный

капитал

(акции)

Кредиторская

задолженность

Нераспределенная

прибыль

Акции

-

-

+ 16 000

+ 16 000

-

-

Материалы

-

+520

-520

-

-

Оборудование

+ 13 910

-

-

-

+ 13910

-

Выручка

+6500

+6500

Зарплата

-

-

-1120

-

-

-1120

Аренда

-

-

-450

-

-

-450

Погашение

кредита

-

-

-1600

-

-1600

-

Дивиденды

-

-

-1500

-

-

-1500

Итого

+ 13 910

+520

+17 310

+16 000

+12 310

+3430

Примечание. А - активы; L - обязательства; Е - собственный капитал.

В полученной оборотно-сальдовой ведомости актив равен пассиву и составляет 31 740 долл.

Таблица 2.8

Отчет о совокупных доходах компании Report за октябрь 2011 г., долл.

Показатели

Значение

Выручка

6500

Себестоимость

1120 + 450 = 1570

Валовая прибыль

6500 - 1570 = 4930

Таблица 2.9

Отчет о нераспределенной прибыли компании Report за октябрь 2011 г., долл.

Показатели

Значение

Чистая прибыль на 01.10.2011 г.

4930

Дивиденды

1500

Нераспределенная прибыль на 01.10.2011 г.

4930 - 1500 = 3430