Отчетность Банка России

Главное в отчетности Банка России – это выполнение им тех целей, на достижение которых ориентирована единая государственная денежно-кредитная политика. В Законе о Банке России имеется гл. V "Отчетность Банка России". Отчетный период (отчетный год) Банка России устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно (ст. 24 Закона о Банке России).

Согласно ст. 25 Закона о Банке России, Банк России ежегодно не позднее 15 мая года представляет в Государственную Думу свой отчет за предыдущий год.

Отчет должен включать: отчет о деятельности самого Банка России, включая перечень проведенных им мероприятий по реализации единой государственной денежно-кредитной политики, и анализ выполнения основных параметров единой государственной денежно-кредитной политики. И вот здесь, думаю, что нужно было бы в Законе о Банке России указать вместо слов "перечень мероприятий", – "все мероприятия по реализации денежно-кредитной политики с детальным анализом их результатов и эффективности". Чтобы было видно, что получилось, а что не получилось у Банка России.

Кроме того, в ст. 25 Закона о Банке России сказано, что отчет Банка России должен включать:

– анализ состояния экономики РФ, включая анализ денежного обращения и кредита, финансового рынка РФ, валютного положения и платежного баланса РФ, национальной платежной системы;

– свою годовую финансовую отчетность и аудиторское заключение по ней;

– заключение Счетной палаты РФ по результатам проверки счетов и операций Банка России, на которые распространяется действие Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 "О государственной тайне".

В целях Закона о Банке России под годовой финансовой отчетностью Банка России понимаются:

– годовой баланс, счет прибылей и убытков, в том числе отчет о полученной прибыли и ее распределении;

– отчет о формировании и об использовании резервов и фондов Банка России;

– отчет об управлении Банком России ценными бумагами и долями участия в капиталах организаций, входящими в состав имущества Банка России;

– отчет о расходах на ОГЛАВЛЕНИЕ служащих Банка России;

– отчет об исполнении сметы капитальных вложений;

– отчет об объеме сделок, совершенных Банком России с ценными бумагами на организованных торгах.

Государственная Дума направляет годовой отчет Банка России Президенту РФ, а также в Правительство РФ.

Государственная Дума рассматривает этот отчет до 1 июля года, следующего за отчетным годом, и принимает по нему решение.

Затем этот отчет публикуется не позднее 15 июля года, следующего за отчетным годом.

В ст. 25 Закона о Банке России предусматривается, что Банк России ежемесячно публикует свой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные об операциях Банка России.

В ст. 26.1 Закона о Банке России определено, что Банк России раскрывает информацию о сделках, совершенных Банком России с ценными бумагами на организованных торгах, в составе, порядке и сроки, которые установлены Советом директоров. Пока еще нет нормативного акта Банка России, в котором был бы предусмотрен и конкретизирован этот порядок.

Прибыль Банка России

В ст. 3 Закона о Банке России есть норма о том, что "получение прибыли не является целью деятельности Банка России". И объяснение здесь простое: Банк России не является коммерческим банком. Его предназначение в другом – в осуществлении тех стоящих целей, которые закреплены в той же ст. 3. Но поскольку Банк России проводит банковские операции, чтобы осуществить единую государственную денежно-кредитную политику, то при этом образуется прибыль, как разница между его расходами и доходами[1].

В ч. 1 ст. 26 Закона о Банке России предусматривается, что после того как Совет директоров утвердит годовой финансовый отчет Банка России, в федеральный бюджет должно быть перечислено 50% фактически полученной Банком России по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с ПК РФ. При этом остаток прибыли Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения. Но надо иметь в виду, что действие этой нормы приостановлено до 1 января 2016 г. Федеральным законом от 30.09.2010 № 245-ФЗ в части размера перечисляемых в федеральный бюджет процентов фактически полученной Банком России по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с НК РФ.

Вместе с тем в ч. 2 ст. 26 Закона о банках указано, что изменение размера и порядка перечисления Банком России прибыли в федеральный бюджет осуществляется отдельным федеральным законом. И там же сказано, что в него не могут быть включены иные нормы, изменяющие (приостанавливающие, отменяющие, признающие утратившими силу) другие законодательные акты РФ или содержащие самостоятельный предмет правового регулирования.

Налоги и сборы уплачиваются Банком России и его организациями в соответствии с НК РФ. А в нем предусматривается, что нормы части первой НК РФ, применяемые в отношении банков, распространяются на Банк России.

2. Эмиссия наличных денег и организация их обращения.

В соответствии с экономическими потребностями и юридическими нормами Банк России осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение. Все это объединяется единой целью создания условий для эффективного функционирования денежной системы.

Эмиссия и денежное обращение настолько тесно взаимосвязаны, что их можно рассматривать как две подфункции одной и той же функции.

В настоящее время законодательство запрещает использовать эмиссию денег для кредитования правительства, с тем чтобы исключить возможность необеспеченной крупномасштабной денежной эмиссии для покрытия дефицита федерального бюджета.

Мне хотелось бы обратить внимание на некоторое противоречие между тем, как эта функция закреплена в ст. 75 Конституции РФ, и тем, как она закреплена в гл. VI "Организация наличного денежного обращения" Закона о Банке России.

В ч. 1-2 ст. 75 Конституции РФ определено:

"1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти".

Здесь, как мы видим, используется понятие "денежная эмиссия", а не "эмиссия наличных денег". Экономисты говорят, что поскольку кредитные организации привлекают и размещают денежные средства, проводят безналичные банковские операции, то тем самым они тоже осуществляют эмиссию, но только "безналичных денег" в виде записей на счетах. В связи с этим обратим внимание на то, как вопрос эмиссии денег решается федеральным законом.

В ст. 29 Закона о Банке России говорится: "Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России.

Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону".

Как уже говорилось, в 1992 г. в России был отменен золотой стандарт[2]. Следовательно, эмиссия наличных денег уже не обеспечивается золотом. Поэтому в ст. 28 Закона о Банке России определено: "Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается".

Рубль является законным средством платежа. В ст. 27 Закона о Банке России говорится: "Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.

Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются".