Отчетность

Страховые организации обязаны составлять и представлять соответствующим пользователям отчетность, отражающую имущественное и финансовое положение на отчетную дату и результаты деятельности организации за отчетный период.

Нормативная база по формированию финансовой отчетности страховой организации претерпевает в настоящее время значительные изменения. За 2011 г. российские страховые организации представляли бухгалтерскую отчетность по следующим формам:

• бухгалтерский баланс страховой организации;

• отчет о прибылях и убытках страховой организации;

• отчет об изменениях капитала страховой организации;

• отчет о движении денежных средств страховой организации;

• приложение к бухгалтерскому балансу страховой организации;

• пояснительная записка;

и отчетность, представляемую в порядке страхового надзора, в составе которой:

• отчет о платежеспособности страховой организации;

• отчет о размещении страховых резервов;

• отчет о страховых резервах;

• отчет об использовании резерва предупредительных мероприятий;

• отчет об операциях перестрахования;

• отчет по операционному сегменту;

• информация о дочерних и зависимых обществах страховой организации;

• информация о филиалах и представительствах страховой организации;

• отчет о составе активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховой организации.

Начиная с отчетности за 2012 г., страховщики составляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Она должна давать достоверное представление о финансовом положении на отчетную дату, финансовом результате деятельности страховщика и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям отчетности для принятия экономических решений.

Нормативная база

• приказ Минфина России от 27.07.2012 № 109н "О бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков";

• приказ Минфина России от 20.10.2008 № 113н "О форме годовой статистической отчетности № 2-С “Сведения о деятельности страховой (страховой медицинской) организации за год" и порядке ее составления и представления".

В состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций входят:

• бухгалтерский баланс страховщика;

• отчет о прибылях и убытках страховщика;

• отчет об изменениях капитала страховщика;

• отчет о движении денежных средств страховщика;

• приложения к балансу и отчету о прибылях и убытках, в виде таблиц: "Нематериальные активы"; "Основные средства"; "Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)"; "Дебиторская и кредиторская задолженность, депо премий, фонд предупредительных мероприятий"; "Страховые резервы"; "Доходы и расходы страховщика"; "Обеспечения обязательств";

• пояснительная записка.

Бухгалтерский баланс страховой компании характеризует финансовое и имущественное положение организации по состоянию на отчетную дату и включает:

в активе баланса – нематериальные актины; основные средства; запасы; финансовые вложения; долю перестраховщиков в страховых резервах; депо премий у перестрахователей (депо премий по рискам, принятым в перестрахование); дебиторскую задолженность, в том числе по операциям страхования, сострахования, перестрахования; денежные средства;

в пассиве баланса – собственный капитал страховой организации (уставный, добавочный, резервный капитал, нераспределенную прибыль); страховые резервы; депо премий перестраховщиков (депо премий по рискам, переданным в перестрахование); кредиторскую задолженность, в том числе по операциям страхования, сострахования, перестрахования; задолженность по выплате доходов учредителям; доходы будущих периодов; резервы предстоящих расходов; резерв предупредительных мероприятий.

Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовый результат деятельности страховой организации, формирование которого осуществляется отдельно по страхованию жизни и страхованию иному, чем страхование жизни.

Отчет об изменении капитала характеризует наличие и изменение капитала организации в течение отчетного периода. В состав капитала организации включаются уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль.

Данные отчета о движении денежных средств демонстрируют изменения в финансовом положении страховой организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать информацию, полезную для получения более полной и объективной картины о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности за отчетный период и изменениях в ее финансовом положении, в частности информацию:

– об операциях, оказавших наибольшее влияние на изменение финансового положения и финансового результата страховщика;

– о принципах учетной политики (включая методы расчета (оценки) страховых резервов и доли перестраховщиков в страховых резервах);

– о проверке адекватности страховых резервов на основе анализа будущих денежных потоков;

– о принятых страховых рисках;

– о приоритетных направлениях деятельности;

– о системе внутреннего контроля и пр.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется собственникам, налоговым органам, территориальным органам государственной статистики, органам надзора за страховой деятельностью.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность страховой организации подлежит обязательному аудиту и публикации.

Обратите внимание!

Бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется в органы страхового надзора для осуществления ими контрольных функций.

Страховые организации составляют и представляют в орган страхового надзора статистическую отчетность, включающую сведения об основных показателях деятельности страховщика: количестве заключенных и прекращенных договоров страхования; полученных страховых премиях и произведенных страховых выплатах; страховых суммах и пр. В состав статистической отчетности входят формы:

• 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховщика";

• 2-С "Сведения о деятельности страховой (страховой медицинской) организации".

Начиная с отчетности за 2012 г., страховые организации составляют и представляют отчетность не только в соответствии с российскими правилами, но и в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Нормативная база

Приказ Минфина России от 25.11.2011 № 160н "О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации".

Предполагается, что применение Международных стандартов позволит отчетности российских страховщиков быть более прозрачной и понятной внешним пользователям, в том числе инвесторам. Страховщики применяют стандарты как общие для всех организаций независимо от вида деятельности, так и специфические, предназначенные только для страховщиков. Представление в финансовой отчетности договоров страхования регламентируется Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 4 "Договоры страхования".