Осуществление международно-правовой ответственности

Как показывает международная практика, недостаточно установить факт нарушения международно-правового обязательства и нанесения ущерба. Необходимо уточнить, что могут делать другие государства, затрагиваемые нарушением международно-правового обязательства, какие действия они могут предпринять для обеспечения выполнения обязательств по прекращению и возмещению со стороны ответственного государства. Именно вопрос обеспечения имплементации международной ответственности является на протяжении истории международного права самым острым, и поэтому работа Комиссии международного права по его решению имеет особое значение.

Формам обеспечения имплементации в Статьях посвящена Часть 3. В гл. 1 этой части содержатся положения, касающиеся субъектов, которые имеют право призывать другие государства к ответственности и порядка предъявления требований об ответственности. Глава 2 "Контрмеры" посвящена мерам по обеспечению несения ответственности государством, нарушившим свои международно-правовые обязательства, и мерам, к которым может прибегать затронутое таким нарушением государство.

Контрмеры не входят в форму возмещения ущерба. Они применяются с целью побудить государство-нарушителя выполнить обязательства по несению международно-правовой ответственности. Они рассматриваются в качестве принудительных мер, связанных с неисполнением международно-правовых обязательств, призванных обеспечить привлечение нарушителя к ответственности (ст. 49). Их отличие в следующем. Ответственность – это обязанность нарушителя, а контрмеры – право потерпевшего. Контрмеры могут иметь противоправный характер, однако государство, прибегающее к ним, не подлежит международной ответственности. Кроме того, контрмеры должны носить временный характер, а государство, прибегающее к контрмерам, должно руководствоваться принципом пропорциональности, т.е. учитывать тяжесть международно-противоправного деяния и затронутых прав.

Статьи перечисляют обязательства, в отношении которых контрмеры нс допускаются. Они нс могут затрагивать обязательств "воздерживаться от угрозы силой или ее применения, закрепленных в Уставе ООН", "о защите основных прав человека", "обязательств гуманитарного характера, запрещающих репрессалии" и "иных обязательств, вытекающих из императивных норм общего международного права". Государство, прежде чем прибегнуть к контрмерам, должно уведомить государство, несущее ответственность, о любом решении прибегнуть к предполагаемым контрмерам и вступить с ним в переговоры. Тем не менее государство может принимать и такие неотложные контрмеры, которые необходимы для обеспечения его прав. Также предусматривается, что контрмеры не могут приниматься, если спор находится на рассмотрении судебного органа либо прекращено международно-противоправное деяние. В Статьях не приводится хотя бы примерный перечень предполагаемых контрмер, а только определены рамки, ограничивающие их применение.

Комиссия международного права отказалась от термина "санкции" для обозначения контрмер. Термин "санкции" чаще всего используется в международно-правовой литературе применительно к действиям, предпринимаемым группой государств или международной организацией против какого-либо государства в случае угрозы миру, нарушения мира, акта агрессии либо, например, для побуждения государства-деликвента исправить нарушенное положение или возместить нанесенный ущерб. Однако этот термин, как отмечает Комиссия международного права, неточен, поскольку в гл. VII Устава ООН упоминаются лишь "принудительные меры", которые могут включать применение вооруженной силы.