Осознание времени (отношение к прошлому, настоящему, будущему)

Наиболее важное приобретение временного осознания в юности – изменение отношения к настоящему и будущему. Это последний возраст, когда у части молодых людей остается желание стать старше. Происходит осмысление собственного возраста, появляются вопросы к самому себе.

"Сейчас мне 20. Уже 20? Или еще 20?"

М., 20 лет

"Мне 21 год!? С одной стороны – это еще 21, а с другой – уже 21 год! Иногда я спрашиваю себя: 21 – это много или мало? Что я успела сделать за это время? Что приобрела, а что потеряла?"

Ж., 21 год

Если подросток активно жил будущим, стремился в будущее, то для юности особую значимость приобретает настоящее. Вместе с тем сохраняется потребность обращаться к будущему, которая становится особой формой жизни в настоящем. У многих молодых людей переход к такому восприятию взаимосвязи между настоящим и будущим сопровождается внутренним конфликтом. ОГЛАВЛЕНИЕм этого конфликта является необходимость выбора между желанием жить настоящим, получением удовольствия от богатых возможностей юности, и мыслями о будущем – построении карьеры, профессиональном росте, создании семьи и т.п. Внутренний конфликт во многом усиливают имеющиеся в обществе установки на период юности вообще и студенчество в особенности: они рассматриваются, с одной стороны, как самый счастливый жизненный этап, а с другой – как самый важный для будущего профессионального роста. Выходит, что молодой человек должен получить в это время удовольствий на всю оставшуюся жизнь и обеспечить предпосылки своего будущего благосостояния и профессионального успеха.

"Я хочу опровергнуть миф о том, что студенческие годы – лучшие в жизни, что студентам все нипочем из-за их юности.

Но юность для студента – не преимущество, а скорее, скорее обуза, тяжкий груз, который нельзя сбросить. Юность требует от человека особенно ярких впечатлений, острых ощущений, требует давать волю своим эмоциям, страстям, рисковать, безумствовать, пробовать непозволительное. Короче говоря, брать от жизни все. В то же время нереально успеть и как следует учиться, и жить полноценной жизнью юного человека. Приходиться делать выбор: либо отказывать себе в настоящем (тогда учиться), либо отказывать себе в будущем (тогда жить на всю катушку). Такой выбор дается нелегко".

Ж., 22 года

Если молодой человек не в состоянии осуществить выбор между жизнью в настоящем и направленностью в будущее, то возможно либо полное пренебрежение интересами будущего в различных формах (вплоть до ухода в наркотики), либо абсолютное лишение радостей в настоящем: полный уход в учебу, построение профессиональной карьеры.

Что касается возрастной динамики в восприятии времени, то обычно акцент на настоящем преобладает у молодых людей сразу после окончания школы, на первом-втором курсе института. Этому соответствует ощущение замедления скорости течения времени, некой "законсервированности" во времени. Настоящее не бережется, потому что кажется бесконечным. Для старших курсов института характерно преобладание направленности на будущее: остро начинает чувствоваться бег времени.

"Основное правило моей жизни: “Иди вперед! У тебя еще все впереди!” Сейчас хочется успеть все. И кажется порой, если ты не сделаешь что-то сегодня-завтра, то можешь не успеть. Это страх не успеть чего-то самого важного, главного в жизни.

Но постоянно думая о будущем, ты понимаешь, что жизнь тебе дается одна, следовательно, ты поддаешься огромному желанию наслаждаться сегодняшним днем, каждой минутой своей жизни, не думая о дне завтрашнем, не прогнозируя ничего и не погружаясь в дела серьезные".

Ж., 23 года

"Я стала ощущать, что если не сделаю что-то сейчас, не сделаю этого никогда. Мне кажется, что годы студенчества – это последний шанс найти себя".

Ж., 20 лет

Помимо изменения отношения к настоящему и будущему, важной особенностью юношества является реальное осознание конечности бытия. Безусловно, конечность бытия понимается намного раньше: впервые с ней знакомится еще дошкольник, остро переживает подросток. Однако ощущение ее реальности появляется именно в юношестве.

"Становится реальным уход родителей, а также своя собственная смерть. В связи с этим появляется страх чего- то не успеть в жизни, кем-то не стать. Но, несмотря на это, в глубине души остается ощущение того, что в любой момент можно начать жизнь сначала, будто все происходящее сейчас – понарошку и при желании можно все перечеркнуть, отбросить и начать заново".

Ж., 22 года

Изменяется в юности и отношение к собственному прошлому – детству: появляется интерес к нему, тяга к его анализу. Вместо подросткового отрицания в себе детских черт из-за стремления казаться взрослее уверенность в своей взрослости теперь сопровождается принятием их и разрешением самому себе иногда побыть ребенком.

"Я стала много думать о своем прошлом. Переживать опыт, приобретенный за всю свою короткую жизнь, заново. Искать ошибки в основном. Но я понимаю, что каких бы глупостей я ни наделала, ничего не исправить, можно только учесть".

Ж., 19 лет

"Мы с легким презрением говорим о школьных годах. Ведь тогда мы были еще детьми (и только сейчас резко выросли). Да и учителя относились к нам без должного уважения.

Но это будет длиться недолго. Уже на первом вечере выпускников мы будем готовы расцеловать самую ненавистную училку физики и обнять злющую завучиху".

Ж., 21 год

Таким образом, можно сказать, что юношество – это период, когда человеку нужно научиться думать о времени, осмыслять его течение.

"Убеждена, что каждый возраст по-своему прекрасен и надо воспринимать каждый год как определенный этап жизни, возможность для саморазвития и самосовершенствования. Ведь происходит это не за один миг, не за одну секунду, а в процессе всей жизни. И надо стремиться к тому, чтобы использовать возможность, данную тебе природой.

И еще одно. Надо уметь радоваться каждому мгновению, каждому прожитому дню и быть счастливой “здесь и сейчас”, а не жить в ожидании прекрасного будущего. Иначе можно всю жизнь не жить, а находиться в ожидании жизни, но к пониманию этого приходишь не сразу".

Ж., 21 год