Особенности защиты семейных прав в административном порядке

Под административным порядком защиты семейных прав понимают защиту, осуществляемую путем обращения пострадавшего лица:

а) в государственные органы (органы исполнительной власти, местного самоуправления, ЗАГС, прокуратуры, опеки и попечительства);

б) к конкретному должностному лицу.

К числу указанных особенностей относятся следующие: 1) государственные органы обязаны оказывать помощь в защите семейных прав. Например:

o органы государственной исполнительной власти обязаны принимать меры по защите детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 122, 123, 126 СК РФ);

o органы внутренних дел могут участвовать в принудительном отобрании ребенка у родителей (ст. 79 СК РФ) и в розыске лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов;

o органы опеки и попечительства осуществляют три формы защиты (ст. 121-123 СК РФ, ст. 31-40 ГК РФ): самостоятельно принимают решения в пределах своей компетенции; направляют соответствующие требования в суд; участвуют в судебном разбирательстве;

o органы ЗАГС обязаны восстановить брак с лицом, объявленным судом умершим либо безвестно отсутствовавшим, в случае его явки (ст. 26 СК РФ). На эти органы возложена обязанность защищать нрава граждан при регистрации их брака, развода, установлении отцовства и т.п. Порядок регистрации предусмотрен Федеральным законом "Об актах гражданского состояния";

o администрация организаций, в которых работают плательщики алиментов, обязана удерживать и в трехдневный срок уплачивать или пересылать алименты их получателю, а в случае увольнения плательщика алиментов в трехдневный срок сообщить судебному приставу о новом месте работы или жительства этого плательщика алиментов (ст. 109, 111 СК РФ);

2) граждане вправе обращаться за защитой своих семейных прав в межгосударственные органы, если исчерпаны внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ), а в случае если исчерпаны все средства внутригосударственной защиты, - в международные органы и организации;

3) в компетенцию некоторых должностных лиц законом включена обязанность оказывать помощь гражданам в защите их определенных семейных прав. К числу таких лиц можно отнести прокурора, администратора воспитательного либо лечебного учреждения или учреждения социальной защиты детей, должностных лиц образовательных учреждений:

o прокурор вправе предъявлять в суд требования об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК РФ) и обязан совершать надзор за законностью отобрания ребенка у родителей (ст. 77 СК РФ); он и его заместитель наделены правом опротестования незаконного и необоснованного решения суда (ст. 26, 27, 35, 36 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2201-1 "О прокуратуре Российской Федерации");

o администрация воспитательных, лечебных учреждений и учреждений социальной защиты обязана осуществлять защиту прав несовершеннолетних лиц, находящихся в них. На администрацию воспитательных учреждений для детей-сирот возложена обязанность опекунов (попечителей) воспитанников (ст. 147, 122 СК РФ):

o должностные лица образовательных, лечебных и других учреждений, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (п. 1 ст. 122 С К РФ).

Способы (меры) защиты семейных прав

Под способом защиты субъективного семейного права понимается мера принудительного характера, закрепленная в законе, посредством которой производится восстановление или признание нарушенных семейных прав и воздействие на правонарушителя.

Исчерпывающий перечень способов защиты семейных прав в СК РФ отсутствует. Однако такой перечень применительно к гражданским правам предусмотрен ст. 12 ГК РФ. Поэтому в разных учебниках степень подробности изложения способов защиты семейных прав разная. Так, С. П. Гришаев представляет способы защиты семейных прав в виде примеров, а Л. М. Пчелинцева и С. А. Муратова приводят их в виде перечней, которые в основном совпадают, хотя С. А. Муратова называет три вида способов (самозащита, признание сделки недействительной и сокращение объема семейных прав), отсутствующие у Л. М. Пчелинцевой. Довольно подробный перечень способов защиты семейных прав приводит И. М. Кузнецова, но он также отличается в некоторых деталях от перечней, данных Л. М. Пчелинцевой и С. А. Муратовой. Однако все перечни указанных авторов не являются исчерпывающими, а приведенные ими способы защиты семейных прав дублируют в той или иной степени способы защиты гражданских прав, перечисленных в ст. 12 ГК РФ.

По нашему мнению, к способам защиты семейных прав относятся:

o признание права;

o восстановление положения, существовавшего до нарушения права;

o пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

o признание сделки недействительной;

o признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

o присуждение к исполнению обязанности;

o возмещение убытков;

o взыскание неустойки;

o компенсация морального вреда;

o прекращение или изменение семейного правоотношения;

o иные способы, предусмотренные законом.

Данный перечень содержит все способы защиты гражданских прав, предусмотренные в ст. 12 ГК РФ, за исключением самозащиты. Включать самозащиту в данный перечень представляется неправомерным, поскольку она является не мерой защиты, а способом применения меры защиты. Заимствование положений закона из другого права предусмотрено правилами применения семейного законодательства. Оно оправдано и в содержательном смысле.