Особенности выпуска различных видов СМИ

Характер работы по выпуску СМИ зависит прежде всего от их видовой специфики и в какой-то степени от их типологической направленности. Заметно различаются процессы подготовки номеров в редакциях ежедневной и еженедельной газеты, еще более специфична подготовка ежемесячных журнальных номеров, тем более своеобразен выпуск передач на радио и телевидении. Значительную роль играет технико-технологическая база редакционного производства. Развитие техники напрямую сказывается на технологиях труда. Например, с приходом в практику СМИ Интернета возникла необходимость в разработке новой системы организации труда журналистов, в том числе в конвергентных редакциях. В этом отношении полезно проследить эволюцию полиграфического производства и ее влияние на выпуск газет и журналов.

Полиграфия развивалась сразу но нескольким направлениям. При этом развитие предпечатных (наборных, репродукционных, верстальных) и печатных процессов шло неравномерно, что было связано, с одной стороны, с научно-техническими факторами, с другой – с экономико-организационными.

Если говорить о комплексе типографских и издательских процессов, целью которых является получение печатного текста издания, т.е. о наборных процессах, то известно, что на протяжении четырех веков в полиграфии доминировал ручной набор. Затем появились буквоотливные машины (монотипы), на смену которым постепенно пришли строкоотливные (линотипы), фотонаборные машины и автоматы. И наконец, в конце XX в. в редакциях появились настольные издательские системы, позволявшие осуществлять компьютерный набор.

Если же говорить о совокупности технологических операций по изготовлению печатных форм с иллюстрационных оригиналов, т.е. о репродукционных процессах, то поначалу изображение переносили с бумажных оригиналов на цинковые штриховые пластины (клише); затем пришло время полутоновых (в том числе цветных растровых) клише. Позднее, когда был освоен монтаж пленок, применялись пропорционально уменьшенные или увеличенные диапозитивы (в редких случаях негативы) иллюстраций. При компьютерной верстке стали использовать файлы иллюстраций, сканированных с бумажных носителей, и файлы, извлеченные непосредственно из цифровой фотокамеры.

Что касается верстки, то первые печатные формы комплектовались из металлического типографского набора и клише, металлических или пластмассовых. С приходом фотонабора промежуточную форму стали создавать путем монтажа пленок, на которых были запечатлены текстовой набор и иллюстрации. С приходом компьютерных технологий виртуальный оригинал-макет начали "собирать" из текстовых и иллюстрационных файлов при помощи различных программ верстки на дисплее.

Сначала печатная форма располагалась в рамс, и печать тиража могла производиться непосредственно на талере (металлическая плита в печатных машинах для установки печатной формы). Позднее в ротационных машинах высокой печати стали использоваться цилиндрические печатные формы (стереотипы), в ротационных машинах офсетной или глубокой печати – моно-, би- или триметаллические пластины. Кстати, материал печатной формы (цветные металлы, сплавы, пластмасса, резина, дерево, металлическая или бумажная фольга и др.) заметно влияет на качество печати и объем тиража изданий.

Таким образом, эволюцию наборных, репродукционных, верстальных и печатных процессов можно выразить в виде преемственной смены формул (рис. 6.3).

Рис. 6.3. Эволюция наборных, репродуктивных, верстальных и печатных процессов

В докомпьютерную эпоху процесс подготовки и выпуска номера газеты происходил одновременно в редакции и в типографии. На редакционном уровне осуществлялись планирование, подготовка текстовых и иллюстрационных оригиналов, макетирование, художественно-техническое редактирование и корректура; на типографском – сначала лишь ручной, затем ручной (для некоторых заголовков) и машинный набор текста, изготовление клише, верстка, матрицирование, стереотипирование и тиражирование.

Планирование редакционной работы осуществлялось на основе долгосрочных (год, квартал, месяц) и краткосрочных (неделя, номер) планов. Долгосрочные планы рассматривались и утверждались на заседаниях редколлегии, краткосрочные – на планерках (корректировка планов производилась на летучках). В отделах действовали планы отделов, которые могли представлять собой сетку – выборку из редакционного сетевого графика.

Корреспонденты вычитывали напечатанные на машинке рукописи, заполняли паспорт текстового оригинала и сдавали материал заведующему своего отдела. Отредактированный и при необходимости перепечатанный материал (на странице допускалось не более пяти исправлений) подписывался заведующим и сдавался в секретариат. Фотокорреспонденты, обычно подчинявшиеся заместителю ответственного секретаря, а в крупных газетах – заведующему отделом иллюстраций (бильдредактирования), также готовили публикации, представлявшие собой иллюстрационные оригиналы с соответствующими подписями и также сдававшиеся в секретариат.

Во многом иначе строится работа редакции на современной технико-технологической базе. Рассмотрим допечатный процесс подготовки и выпуска номеров периодических изданий, при котором используются компьютерные и цифровые технологии. С этой целью обратимся к организации работы мультимедийной редакции еженедельника "МОЁ!".

Лидер на воронежском рынке печатных СМИ[1] еженедельная газета Воронежа и Воронежской области "МОЁ!" была основана в 1994 г. и выходила поначалу как дайджест. Газета, учредителем которой является ЗАО "ИД “Свободная пресса”", входит в сеть городских еженедельников "МОЕ!" – "Житьё-Бытьё", которые распространяются в Белгороде, Воронеже, Курске, Липецке и Тамбове общим тиражом более 260 тыс. экземпляров. Помимо бумажного варианта, существует интернет-ресурс "MOEionline". На этом информационно-сервисном портале еженедельно выкладывается газета "МОЕ!" и работают разнообразные сервисы: "Новости", "Гороскоп", "Календарь", "Общение", "Конкурсы" и др., частично дублируемые в печатной версии газеты.

Кадровый состав редакции еженедельника: главный редактор, его заместитель, выпускающий редактор, редактор выпуска, ответственный секретарь, редактор портала, три веб-редактора, три старших корреспондента, четыре корреспондента, фотокорреспондент, художественный редактор, два художника-дизайнера и бильдредактор. В группу выпуска входят четыре редактора, ответственный секретарь, художественный редактор, два художника- дизайнера, бильдредактор.

Выпускающий редактор "МОЁ!" отвечает на вопросы анкеты[2], связанные с организацией работы редакции:

Оперативные материалы планируются в номер "МОЁ!", аналитические материалы, а также очерки и интервью – на два-три месяца вперед. Сетевой график не применяется. График же выпуска номера таков: вторник – планерка, сдача и редактирование текстов; среда – сдача и редактирование текстов; четверг, пятница, суббота, воскресенье – сдача и редактирование текстов, верстка; понедельник – сдача и редактирование текстов, верстка; сдача номера в типографию.

Узнав о событии, журналист выезжает на место события с фотокорреспондентом, оперативно готовит публикацию для портала, сдавая ее веб-редакторам. Фотокорреспондент сдает иллюстрации.

Редактор проверяет текстовые оригиналы на соответствие редакционным стандартам, нормам русского языка. Также проверяются все факты, цифры, даты, цитаты и т.д. При необходимости текст отправляется на доработку журналисту. Отредактированный текст отправляется в корректорскую для вычитки. После верстки и сокращений газетная полоса вновь отправляется корректорам. После правки полосы верстальщиками она просматривается редакторами, при необходимости вносятся последние изменения, и полоса подписывается в печать.

Новость появляется на портале, а журналист продолжает разрабатывать ее для публикации в газете, насыщая новыми подробностями, комментариями, аналитикой и т.д. Готовый текст сдается газетным редакторам. Одновременно журналист отписывает дополнительные новости на портал, если развитие событий к тому располагает. Один из редакторов вычитывает текст и отдает его художественному редактору или художникам-дизайнерам. Подобрав иллюстрации вместе с редактором, который вычитывал текст, художники-дизайнеры вместе с верстальщиками верстают полосы. Одновременно газетные редакторы просматривают комментарии читателей на сайте к новостям по своей теме и при поступлении новой информации вносят необходимые изменения в текст сверстанной статьи.

Новости на сайте обновляются ежедневно, включая выходные дни, с 8:00 до 21:00. Аудитории предоставляется иной контент, появляющийся с разной периодичностью, но регулярно. Материалы из номера, который поступил в розничную продажу во вторник, выкладываются на сайт в субботу.

Оформление выполняется на основе разработанного и утвержденного дизайн-макета (модели), учитывающего мировые тенденции оформления газет. Дизайном занимается художественный редактор или один из художников-дизайнеров. Создается графический макет полосы, для которого заказываются фотоиллюстрации, при необходимости ищут фото в редакционном архиве или покупают в фотобанках или специализированных агентствах. В качестве иллюстраций используются также рисунки, карикатуры, инфографика. Затем графический макет полосы передается на верстку. После верстки материалов полоса поступает на утверждение главному редактору.

Как можно заметить, по сравнению со временами металла и мономедийности процесс выпуска стал гораздо динамичнее и разнообразнее по видам деятельности и формам публикации, он предполагает непрерывную изменчивость предлагаемых аудитории материалов и взаимодействие с нею. Однако основные звенья редакционного цикла остались, по сути, прежними, равно как и круг главных действующих лиц и их функциональная нагрузка.