Особенности восстановления бизнеса в процедурах банкротства в России

О чем пойдет речь

• Каковы задачи процедуры наблюдения?

• Что можно сказать о результативности процедур банкротства?

• Каковы особенности процедуры финансового оздоровления?

• Какие антикризисные мероприятия включает процедура внешнего управления?

• Каковы особенности процедуры замещения активов для восстановления компании?

• Какие требования предъявляются к арбитражным управляющим и как вознаграждается их работа?

• Какие возможности для антикризисного управления открывает заключение мирового соглашения?

Каковы задачи процедуры наблюдения?

Первой и обязательной процедурой банкротства является наблюдение, направленное на обеспечение сохранности имущества должника и проведение анализа его финансового состояния. Исследования показывают, что арбитражные управляющие часто не справляются с этими задачами в полной мере. Так, в соответствии с российским законодательством процедура банкротства должна начинаться при очень малой величине задолженности, что должно способствовать предотвращению больших потерь кредиторов. Однако часто к началу процедуры банкротства у компаний ничего нет, все ценные активы уже выведены. В западных странах процедуры, аналогичные наблюдению, направлены на выявление вывода активов при угрозе банкротства и применение жестких санкций за это (например, в США в некоторых штатах за подобные действия накануне банкротства полагается до 6 лет тюрьмы). В России же до сих нор нет серьезной ответственности за подобные правонарушения, отсутствует инструментарий раскрытия схем вывода имущества на предбанкротной стадии.

Рекомендации по проведению оценки финансового состояния должника в рамках процедур банкротства содержатся в официально разработанных "Правилах проведения арбитражным управляющим финансового анализа", которые не ориентируют на его глубокое проведение и принятие решений на его основе, а лишь предполагают мониторинг ряда коэффициентов, рассчитанных на основе бухгалтерской отчетности. Такой подход, как и сам набор рекомендуемых коэффициентов, не позволяет оценить масштабность кризиса, выявить ключевые факторы успеха компании для определения ее перспектив и, соответственно, не может выступать основой для принятия взвешенных решений о дальнейшей судьбе фирмы. Кроме того, в Правилах ряд пунктов прописаны неконкретно или не вполне корректно: при оценке возможности безубыточной работы нигде не упоминается о целесообразности анализа на основе такого широкоизвестного и результативного подхода как директ-костинг; все внимание уделено лишь текущей операционной деятельности, а рекомендаций по оценке финансовой и инвестиционной деятельности вообще нет, хотя название приложения 2 к Правилам это предполагает.

Документ, призванный регламентировать диагностику злоупотреблений при ухудшении финансово-экономического положения компаний – "Правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства" – также не ориентирует на глубокий анализ, не нацеливает аналитиков на выявление злоупотреблений, содержит неэффективную и, по нашему мнению, некорректную методику анализа: предлагается проводить анализ все тех же значений и динамики коэффициентов, рекомендуемых упомянутыми Правилами проведения финансового анализа. При этом вводится понятие "существенное ухудшение значений коэффициентов", под которым понимается "такое снижение их значений за какой-либо квартальный период, при котором темп их снижения превышает средний темп снижения значений данных показателей в исследуемый период". Проведение такого анализа не дает реальной возможности выявления фиктивного или преднамеренного банкротства. Резкое ухудшение значений коэффициентов, безусловно, может иметь место и при обычном банкротстве в результате, например, усиления конкуренции, скачка цен на топливо, сырье и материалы, падения цен на продукцию, изменения макроэкономических условий. Без сомнения, фиктивное или преднамеренное банкротство может иметь место и при плавном ухудшении финансовых показателей, поскольку оно может являться результатом относительно длительных и осторожных действий заинтересованной группы лиц.

Данный документ можно усовершенствовать посредством определения задач и расширения перечня аналитических процедур по выявлению признаков преднамеренного и фиктивного банкротства (табл. 13.2).

Формулировка целей анализа в подобном документе дала бы возможность:

• развить инициативу, креативный подход к анализу;

• выявить резервы увеличения стоимости компании;

• определить факторы, обусловившие прошлые неудачи;

• обработать информацию для прогнозирования и планирования;

• разработать систему мотивации сотрудников.

Таблица 13.2

Направления совершенствования Правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства

Формулировка конкретных задач выявления

Введение аналитических процедур, позволяющих установить причины отсутствия денежных средств (примеры)

Занижение (завышение) обязательств, материальных и нематериальных активов, дебиторской задолженности

Приобретение неликвидных активов (заведомо неликвидных векселей в счет оплаты от покупателей)

Некорректная оценка ценных бумаг, бизнеса или его частей

Вывод денежных средств в некачественные ценные бумаги; в уставные капиталы дружественных организаций или фирм-однодневок

Завуалированные чрезмерные расходы руководства

Манипулирование с ценами (покупка сырья по завышенным ценам, продажа продукции по заниженным ценам с использованием фирм-посредников, где накапливается прибыль

Арендная плата, превышающая среднерыночную

Привлечение заемных средств под завышенный процент у дружественных организаций

Манипулирование выручкой

Накопление средств в дебиторской задолженности (перечисление необоснованной предоплаты поставщику на основе договоренности с ним, зачисление авансов покупателей на счета третьих лиц)

В целом можно утверждать, что начальная процедура банкротства – наблюдение – выполняет сугубо технические задачи, направленные на подтверждение факта неплатежеспособности должника, составление реестра требований и проведение первого собрания кредиторов, но не предполагает глубокого анализа и рассмотрения вопроса о восстановлении проблемного бизнеса, что подтверждается статистическими данными: в 2012 г. в 74% случаев по результатам проведения наблюдения были приняты решения о признании должников банкротами и открытии конкурсного производства.