Особенности ведения учета и представления отчетности на малых предприятиях

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия собственности Федерации и ее субъектов, муниципальной собственности, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого или среднего предпринимательства, не превышает 25% и у которых средняя численность работников не превышает следующих предельных уровней:

– от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

– до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек.

Кроме того, в указанном Законе предусмотрено, что для отнесения к определенной категории показатели компании не должны превышать предельные значения выручки от реализации или балансовую стоимость активов, установленные Правительством РФ (на данный момент установлены только предельные значения выручки: для микропредприятий – 60 млн руб.; для малых – 400 млн руб.; для средних предприятий –1000 млн руб.).

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В настоящее время особенности ведения бухгалтерского учета и представления отчетности установлены нормативными документами только для категории малых предприятий. Малое предприятие ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий. В то же время малое предприятие само выбирает конкретную форму бухгалтерского учета исходя из потребностей своего производства и управления, их сложности и численности работающих.

"Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства", утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 21.12.1998 № 64 н, рекомендуют малому предприятию вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров бухгалтерского учета:

– единой журнально-ордерной формы счетоводства;

– журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций;

– упрощенной формы бухгалтерского учета.

При этом упрощенная форма бухгалтерского учета малым предприятием может вестись в двух разновидностях:

– по простой форме бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия);

– по форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.

"Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства" позволяют малым предприятиям принять решение при учете доходов и расходов, не соблюдать допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности и использовать кассовый метод учета. При использовании малым предприятием кассового метода учета доходов и расходов отражение в составе доходов выручки от реализации и в составе расходов себестоимости отгруженных товаров происходит в момент поступления денежных средств от покупателей.

Малое предприятие может по собственному усмотрению вести учет по общеустановленной журнально-ордерной форме или с использованием автоматизированной системы обработки информации. Малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, сейчас освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за некоторыми исключениями.

Во-первых, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности. "Порядок ведения кассовых операций в РФ" утвержден Положением Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П.

Во-вторых, для осуществления контроля на соответствие критериям, установленным Налоговым кодексом РФ для перехода на упрощенную систему налогообложения, организации и индивидуальные предприниматели обязаны вести бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете).

Однако с 1 января 2013 г. ситуация изменилась. Малые предприятия в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете будут обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме.

В части требований по составлению бухгалтерской отчетности малым предприятиям разрешено включать в отчетность показатели только по группам статей, без детализации показателей по статьям. В приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках они могут приводить только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Малые предприятия обязаны представлять в органы государственной статистики Форму федерального государственного статистического наблюдения "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия". Начиная с отчета за I квартал 2012 г. приказом Росстата от 15.08.2011 № 355 введен в действие обновленный порядок ее заполнения и представления.

Главным преимуществом упрощенной системы налогообложения является возможность планирования налогового бремени самим налогоплательщиком за счет вариативности объекта налогообложения и добровольного характера выбора самой упрощенной системы налогообложения.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения при условии соответствия критериям, изложенным в ст. 346.12 НК РФ. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает освобождение от уплаты следующих налогов:

– налога на прибыль организаций;

– налога на добавленную стоимость (НДС), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

– налога на имущество организаций.

Эти налоги заменяются единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

Среди преимуществ перехода организации на упрощенную систему налогообложения можно назвать снижение объема учетных работ и сокращение документооборота. Это обусловлено существенным упрощением налогового учета, снятием обязанности выписывать счета-фактуры, вести книги продаж и покупок, составлять и сдавать многочисленные формы отчетности по налогам.

Представление налоговой декларации для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, предусмотрено один раз в год, по окончании налогового периода.

Кроме того, согласно ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

Форма книги учета доходов и расходов (табл. 21.2) и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями утверждены приказом Минфина России № 154н от 31.12.2008.

Таблица 21.2. Форма Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения

Регистрация

Сумма

№ п/п

Дата и номер первичного документа

ОГЛАВЛЕНИЕ операции

Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы

Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы

Итого за 1 квартал

С 2012 г. сроки уведомления налоговых органов о переходе на упрощенную систему налогообложения продлены до 31 декабря года, предшествующего году перехода.