Особенности управления региональными интеграционными объединениями

Для эффективного управления Европейский Союз создал следующие общие наднациональные или межгосударственные органы управления:

• Совет министров – законодательный орган;

• Комиссия Европейского Союза – исполнительный орган (только он имеет право представлять на утверждение Совету министров проекты законов);

• Суд Европейского Союза – высший судебный орган.

В последнее время все большее значение стали приобретать еще два органа, не предусмотренные в первоначальных договорах. Они создавались постепенно, в силу практической необходимости. Их права и функции урегулированы в 1978 г. в Едином европейском акте:

• Европейский совет, в состав которого входят главы государств или правительств стран-членов;

• Европейское политическое сотрудничество – комитет, состоящий из министров иностранных дел стран ЕС и одного члена Комиссии ЕС.

В своей работе Европейский совет и Комиссия ЕС находят поддержку еще двух организаций, действующих в рамках Европейского Союза: Экономического и социального совета и Консультативной комиссии ЕС по углю и стали.

Законодательство ЕС представлено следующими видами законодательных актов:

• постановлениями – наднациональными законами, приобретающими законную силу во всех странах-членах (они выше национальных законов отдельно взятых стран – членов ЕС);

• Директивами – законодательными актами, содержащими общие положения (страны – члены ЕС должны конкретизировать их в специальных постановлениях).

Основой законодательства Европейского Союза являются пять принципов:

• свободный торговый обмен (свободная торговля);

• свободное передвижение граждан стран-членов;

• свобода выбора места жительства;

• свобода предоставления услуг;

• свободный оборот капиталов и свободный платежный оборот (трансферт капиталов).

Законодательные акты ЕС непосредственно заменяют национальные законы стран-членов в области внешнеторговой, аграрной политики, торгового и гражданского права, налогового нрава (сближение систем налогов на прибыль, установление уровня налога с оборота и прямые взносы в бюджет ЕС). Право всех граждан стран – членов ЕС – без каких-либо ограничений жить и работать в любой стране-члене.

В НАФТА в отличие от ЕС, как наиболее развитого интеграционного объединения, не существуют наднациональные органы управления, имеющие право принимать решения, обязательные для всех участников Соглашения; у НАФТА нет единой экономической и валютно-финансовой политики. Кроме того, по сравнению с ЕС, оказывающим помощь своим менее развитым странам-членам (таким как Греция, Ирландия, Испания, Португалия), НАФТА такую помощь не предусматривает. Это означает, что Мексика вынуждена самостоятельно справляться со своими экономическими трудностями.

Создание столь значительного торгово-экономического блока не могло не сказаться на настроениях деловых кругов в остальных странах западного полушария. Не случайно вскоре после создания интеграционного объединения НАФТА желание присоединиться к нему изъявили некоторые страны Южной Америки. Однако их желаниям до сего времени не суждено было сбыться.

Система управления АСЕАН существенно отличается от управленческих систем ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР и других объединений.

Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств, руководящим и координирующим органом служат ежегодные совещания министров иностранных дел. Текущее руководство АСЕАН осуществляется Постоянным комитетом под председательством министра иностранных дел страны – устроительницы очередного совещания. В Джакарте (Индонезия) функционирует постоянный Секретариат во главе с генеральным секретарем. АСЕАН насчитывает 11 специализированных комитетов. Всего в рамках Ассоциации ежегодно проводится свыше 300 различных совещаний и мероприятий. Юридической базой отношений стран АСЕАН служит Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 г. К настоящему времени разработан механизм возможного присоединения к Договору об АСЕАН других внерегиональных государств.

Система управления СНГ имеет свои специфические черты. Основополагающими правовыми документами Содружества являются Соглашение о создании СНГ (8 декабря 1991 г., Минск), подписанное Россией, Белоруссией и Украиной, и Протокол к нему (21 декабря 1991 г., Алма-Ата), в соответствии с которым в состав Содружества вошли еще восемь стран – Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 г. к Содружеству присоединилась Грузия (в 2008 г. после военного конфликта в Южной Осетии и Абхазии вышла из состава СНГ). Двадцать второго января 1993 г. был принят Устав СНГ, содержащий основные направления деятельности Содружества, среди которых первоочередными являются:

• формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений;

• координация кредитно-финансовой и социальной политики;

• содействие развитию торгово-экономических связей государств-членов;

• создание общего информационного пространства;

• осуществление совместных природоохранных мероприятий;

• осуществление совместных проектов и программ в области науки, техники, образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Правовой базой для развития экономических интеграционных связей в рамках СНГ стал Договор о создании Экономического союза, подписанный 24 сентября 1993 г. Договор символизировал осознание необходимости интеграционного взаимодействия, потребности сделать приоритетными экономические аспекты интеграции, получить реальные результаты, взаимные выгоды от тесного межгосударственного сотрудничества. Договором предусмотрено поэтапное углубление интеграции путем создания зоны свободной торговли, Таможенного союза, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, валютного союза, что несомненно открывало широкие просторы для развития международного бизнеса.

Высшими органами СНГ являются Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП). В полномочия СГГ входит решение любых принципиальных вопросов, связанных с общими интересами государств-участников. СГП координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. СГП проводит четыре заседания в год, СГГ – два. Председательство в СГГ и СГП, как и в других уставных органах Содружества, осуществляется поочередно в порядке русского алфавита названий государств-участников на срок не более года; при этом предшествующий и последующий председатели являются сопредседателями действующего председателя. В целях координации деятельности стран Содружества во внешнеполитической сфере учрежден Совет министров иностранных дел.

ЕврАзЭС – еще одно, самое молодое интеграционное объединение на постсоветском пространстве. Заключенный о его создании Договор определяет компактную и эффективную организационную структуру сообщества. Высший орган ЕврАзЭС – Межгосударственный совет, заседания которого проводятся на уровне глав государств-членов не реже одного раза в год и на уровне глав правительств – не реже двух раз в год. Основными задачами постоянно действующего Интеграционного комитета (ИК) определены обеспечение взаимодействия органов сообщества, подготовка предложений и проектов решений по обсуждаемым вопросам, контроль над их исполнением. В состав ИК входят заместители глав правительств государств-участников. Текущую работу сообщества в период между заседаниями ИК обеспечивает Комиссия постоянных представителей, назначаемых главами государств. Организация и информационно-техническое обеспечение возлагаются на Секретариат ИК, возглавляемый генеральным секретарем.

Основные понятия и термины

Международная экономическая интеграция – объективный, осознанный процесс, направленный на сближение, взаимопроникновение и сращивание национальных хозяйств стран региона. Этот процесс освобождает движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы от национальных перегородок, ведет к созданию единого внутреннего рынка, обеспечивает рост производительности труда и повышение жизненного уровня в данном регионе.

Концепция Жана Моне – теоретическая концепция создания Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), куда входят две базовые отрасли промышленности (угольная и сталелитейная) европейских стран под руководством международного директората. Концепция предложена 9 мая 1945 г. и принята к реализации странами Западной Европы (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург).

Зона свободной торговли – первая стадия региональной экономической интеграции, предусматривает устранение всех барьеров в торговле между странами – участницами зоны при сохранении их свободы в торговле с третьими странами.

Общий рынок – качественно более высокая форма экономической интеграции в силу того, что либерализация затрагивает не только товарные рынки, но и рынки факторов производства, тем самым устанавливаются так называемые "четыре свободы": свобода перемещения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

Экономический и валютный союз – наивысшая форма экономической интеграции, когда страны интеграционного объединения переходят к осуществлению единой экономической и валютной политики, использованию единой региональной валюты и отказу от своих национальных валют.