Лекция 22. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Российское уголовное право на всех этапах своего существования демонстрировало особый подход к несовершеннолетним как субъектам уголовных правоотношений, учитывая их специфику при определении границ уголовной ответственности.

В отечественной уголовно-правовой науке принято считать, что: "выделение самостоятельного раздела V и главы 14 УК РФ, посвященных особенностям уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, обусловлено актуальностью проблемы преступности подростков, спецификой уголовной ответственности лиц, которым к моменту совершения преступления не исполнилось восемнадцати лет, и значением уголовно-правовых мер противодействия правонарушениям этой социальной группы"; "выделение такого раздела позволяет учесть при решении вопросов об уголовной ответственности несовершеннолетних особенности их психики, воспитания, причины и условия, способствовавшие совершению преступления, назначить законное и справедливое наказание, направленное на достижение его целей"; "существование самостоятельной главы в УК РФ об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних ориентирует правоприменителей к более полному уяснению и оценке данных особенностей, предполагает более четкое и скрупулезное разрешение дел" и т.п.

Если принимать во внимание, что на несовершеннолетних распространяются и иные уголовно-правовые предписания Общей части УК РФ, то может показаться бессмысленным их частичное обособление. Более того, в ряде статей Общей части УК РФ, расположенных за пределами разд. V (гл. 14), поясняются особенности уголовной ответственности именно несовершеннолетних (ч. 4 ст. 18, ст. 20, ч. 1 ст. 61, ч. 1 ст. 63 УК РФ и т.д.), обладающие не меньшей юридической силой.

Несмотря на это, объединение уголовно-правовых предписаний в так называемый родо-типовой институт в целом соответствует инновационной теоретической модели Общей части УК РФ 1996 г.

При рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних судам наряду с соблюдением уголовного и уголовно-процессуального законодательства РФ надлежит учитывать положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.), Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинских правил", 1985 г.), Миланского плана действий и Руководящих принципов в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка (1985 г.), Руководящих принципов Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядских руководящих принципов, 1990 г.). Также следует учитывать и другие официальные документы, например, Рекомендации № Rec (2003) 20 Комитета Министров СЕ государствам-членам о новых подходах к преступности среди несовершеннолетних и о значении правосудия по делам несовершеннолетних.

Так, Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила"), принятые на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29.11.1985, определяют, что система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечения того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения.

При этом, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законодательством РФ, судам в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 1 УПК РФ надлежит применять правила международного договора.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 6, 7 постановления от 01.02.2011 № 1 ориентирует суды на то, что заключение под стражу до судебного разбирательства может применяться к несовершеннолетнему лишь в качестве крайней меры и в течение кратчайшего периода времени. При рассмотрении ходатайства органов предварительного следствия о применении в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу суд должен проверять обоснованность изложенных в нем положений о необходимости заключения несовершеннолетнего под стражу и невозможности применения в отношении него иной, более мягкой, меры пресечения.

Применение к несовершеннолетнему меры пресечения в виде заключения под стражу возможно лишь в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, с обязательным указанием правовых и фактических оснований такого решения.

При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, суд должен руководствоваться требованием ст. 423 УПК РФ об обязательном обсуждении возможности применения альтернативной меры пресечения в виде передачи его под присмотр родителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц, а находящегося в специализированном детском учреждении – под присмотр должностных лиц этого учреждения (ст. 105 УПК РФ).

Поскольку закон устанавливает особые условия уголовной ответственности и наказания именно в отношении несовершеннолетних, принципиально важно установить точный возраст лица, подлежащего к ответственности.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 421 УПК РФ установление возраста несовершеннолетнего входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних. При этом нужно учитывать, что лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток.

При установлении судебно-медицинской экспертизой возраста подсудимого днем его рождения считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числом лет суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица.

Согласно ч. 3 ст. 20 УК РФ несовершеннолетний, достигший возраста, с которого он может быть привлечен к уголовной ответственности, но имеющий не связанное с психическим расстройством отставание в психическом развитии, ограничивающее его способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, не подлежит уголовной ответственности.

При наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого, в силу ст. 195 и 196, ч. 2 ст. 421 УПК РФ назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии.

Указанные вопросы могут быть поставлены на разрешение эксперта-психолога, при этом в обязательном порядке должен быть поставлен вопрос о степени умственной отсталости несовершеннолетнего, интеллектуальное развитие которого не соответствует сто возрасту.

При расследовании и судебном рассмотрении дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, органы следствия и суды должны учитывать физический, интеллектуальный, психологический, социальный уровень развития подростка, условия его жизни, способность адекватно оценивать обстановку и свои действия и с учетом этих факторов давать соответствующую оценку совершенного несовершеннолетним деяния.

В ч. 1 ст. 87 УК РФ указаны возрастные параметры лиц, считающихся несовершеннолетними – ко времени совершения преступления им исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

Именно эта категория несовершеннолетних может стать субъектом уголовно-правовых отношений, но опять же с учетом ряда ограничивающих факторов, например, возраста лица и категории преступления (не за все преступления ответственность наступает с 14 лет), возраста лица, вида и срока (размера) наказания (нс все наказания могут быть применены к несовершеннолетним, а сроки или размеры наказаний существенно сокращены). Как сказано выше, законом предусмотрены и иные особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Частью 2 ст. 87 УК РФ установлены меры, которые могут быть применены к несовершеннолетним, совершившим преступления. Прежде всего, это принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90–91 УК РФ); назначение наказания (ст. 88–89 УК РФ); при освобождении от наказания судом помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение зарытого типа (ст. 92 УК РФ).

В п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 указано, что при назначении наказания несовершеннолетнему наряду с обстоятельствами, предусмотренными ст. 6, 60 УК РФ, надлежит учитывать условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также обстоятельства, предусмотренные ст. 89 УК РФ, в том числе влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Наказание несовершеннолетнему в виде лишения свободы суд вправе назначить только в случае признания невозможности его исправления без изоляции от общества, с приведением мотивов принятого решения.

В соответствии с ч. 1 ст. 432 УПК РФ при рассмотрении уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести суд вправе, постановив обвинительный приговор, освободить несовершеннолетнего от наказания и применить к нему в силу ч. 1 ст. 92 УК РФ принудительные меры воспитательного воздействия. В таком случае на основании п. 3 ч. 5 ст. 302 УПК РФ суд постановляет обвинительный приговор без назначения наказания.

Если несовершеннолетний за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления осужден к лишению свободы, суд вправе на основании ч. 2 ст. 92 УК РФ, за исключением лиц, перечисленных в ч. 5 ст. 92 УК РФ, освободить его от наказания с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Такое решение принимается в порядке замены назначенного несовершеннолетнему осужденному лишения свободы другим видом наказания.

Таким образом, к несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.